Портрет образовательного менеджера

Портрет менеджера образования
кандидат педагогических наук, доцент
  
Трудное, но интересное время переживает российская система образования. Время, которое ставит непростые вопросы:
Кто поможет директору школы спроектировать и реализовать успешную PR-компанию, улучшающую имидж школы не только в своем, но и в других районах?
Кто сможет в вузе собрать команду талантливых единомышленников, способных выигрывать международные гранты, позволяющие достойно выдерживать конкуренцию с другими вузами?
Кто разработает политику территориального органа управления образованием, направленную на поиск способов привлечения молодых педагогов в образовательные учреждения не только в городе, но и в сельской местности?
Кто способен оценить потребности в корпоративном обучении и развитии персонала и организовать такое обучение, которое повысит эффективность любой организации?
    
Преподаватели Института непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого знают ответ на эти вопросы. Это менеджер образования – профессионал нового поколения, подготовка которого с 2008 года начнется в магистратуре ИНПО по направлению «Педагогика».
Магистерская программа «Образовательный менеджмент», отвечающая российским и международным стандартам, разработана новгородскими учеными под руководством доктора педагогических наук, профессора Р.М. Шерайзиной совместно с немецкими и австрийскими коллегами в рамках международного проекта ТЕМПУС.
Интересно, а как представляют такого специалиста будущие педагоги, которым еще только предстоит выбирать магистерские программы для продолжения своего образования. После изучения дисциплины «Управление образовательными системами» 28 студентов третьего курса получили задание написать педагогическое эссе на тему «Портрет менеджера образования».
Какой же образ нарисовали студенты? Оказалось, что для них вовсе не важен пол, возраст и внешний облик менеджера образования. Большинство выбрали для анализа профессиональную культуру и деятельность директора или завуча школы, и только по 2-3 человека обратились к описанию вузовских работников, специалистов органов управления образованием и организаторов обучения персонала.
Анализируя полученные результаты, можно в порядке убывания значимости таким образом структурировать выделенные студентами характеристики менеджера образования:
  1. Личностные качества.
  2. Профессиональные знания, умения, компетенции.
  3. Общая культура.
  4. Мотивы и ценности педагогической и управленческой деятельности.
Самая большая группа – это лидерские качества и умения, связанные с осуществлением социально-психологических функций руководителя. И это не удивительно, так как студенты психолого-педагогического факультета хорошо осознают важность человеческого фактора в любой деятельности.
В первую очередь это – умение увлекать за собой, убеждать, влиять на людей, добиваться уважения, авторитета, сохраняя обязательно уважительное и заинтересованное отношение к людям, располагать к себе, но при этом «держать дистанцию». Во-вторых, это – ответственность за свои решения, за судьбы многих людей, добросовестность, честность, «пример для всех». В-третьих, это умение создавать благоприятную обстановку, предотвращать стрессы и разрешать конфликты, забота о создании дружного коллектива, «знать интересы всех сотрудников и учащихся», «понимать и интерпретировать чувства других людей», «не разделять коллектив на любимчиков и изгоев, не давать привилегии одним, и не ущемлять других», «заботиться о сохранении здоровья сотрудников и обучающихся». В-четвертых, это коммуникативная культура: «человек, с которым всегда приятно общаться», «который может дать мудрый совет тем, кто в этом нуждается», «который находит общий язык с разными людьми: начальством, спонсорами, коллегами, детьми».
     
Все студенты перечислили умения, необходимые для выполнения основных и специфических функций менеджера образования:
  • четко представлять цели образовательной деятельности;
  • организовывать и побуждать коллектив к достижению целей;
  • отбирать специалистов с хорошей подготовкой, желанием работать и подниматься по карьерной лестнице;
  •  создавать оптимальные структуры, распределять необходимые ресурсы, постоянно улучшать условия работы подчиненных;
  • контролировать качество и «пресекать нарушения сотрудников»;
  • прогнозировать профессиональные риски;
  • быстро принимать решения для выхода из неблагоприятных ситуаций;
  • заботиться о престиже своего образовательного учреждения;
  • анализировать и чутко реагировать на образовательные потребности населения;
  • привлекать спонсоров и инвесторов.
Меньше значения будущие педагоги придают общекультурной подготовке менеджера образования, хотя были названы высокий уровень интеллекта, широта кругозора и интересов, владение информационными технологиями, «способность критически и логично мыслить, работать с информацией, а главное – эффективно использовать знания в решении практических задач». К сожалению, не все обратили внимание на владение общечеловеческими гуманистическими ценностями, на внутреннюю позитивную мотивацию к деятельности. Видимо, студенты еще не достаточно осознают, что именно мотивы и ценности определяют, в чьих интересах, в какой стране, где и как менеджер образования будет использовать свой интеллект и профессиональные умения. Поэтому очень важно не только познакомить и заинтересовать возможностями этой новой профессии, но и показать, что является вектором деятельности менеджера образования.