Новости

Что такое "Tuning"

"Tuning (Настройка)" образовательных структур в Европе

Процесс "Настройки" образовательных структур в Европе (Tuning) начался в 2000 г. как попытка найти точки соприкосновения между политическими задачами Болонского процесса – а позднее и Лиссабонской стратегии – и сектором высшего образования. Постепенно Tuning превратился в Процесс, в подход, позволяющий (пере)осмыслить, разработать, воплотить в жизнь, оценить и улучшить академические программы первого, второго и третьего цикла обучения. Результаты и методы, разработанные в ходе процесса Tuning, представлены в ряде публикаций Tuning. Высшим учебным заведениям и их сотрудникам предлагается опробовать эти подходы и разработки в своих контекстах. Методология Tuning была разработана и предназначена для использования внутри высших учебных заведений.

Процесс был назван "Настройкой" ("Tuning") для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым для всей Европы, определенным и «предписанным» учебным планам, но к согласованию параметров, к сближению и общему пониманию программ. 

Защита многообразия образования в Европе с самого начала была важнейшей чертой проекта, который никоим образом не пытается ограничить независимость специалистов или полномочия национальных и местных органов власти. 

В центре внимания процесса Tuning не системы образования, а структуры, и конкретно - предметные области, т.е. содержательная сторона образования. Решения на уровне систем принимаются на уровне правительств, тогда как структуры и содержание образования находятся в большей степени в сфере полномочий высших учебных заведений и преподавательского состава.

Последствием Болонского процесса стала продолжающаяся и сегодня реформация систем образования всех европейских стран. Таков был непосредственный эффект принятого на политическом уровне решения о сближении различных национальных систем образования в Европе. Для сектора высшего образования эти реформы послужили стимулом к началу дебатов о сопоставимости учебных программ в плане структур, набора дисциплин и самого учебного процесса. Методология Tuning как раз и позволяет достичь такой сопоставимости. Важную роль в этом процессе играет – или, по крайней мере, должна играть – разработка академических и профессиональных «профилей» и учет запросов общества в целом.