Психолого-педагогический факультет - ровесник университета. Он был образован в 1993 году, когда в середине учебного года объявили конкурс среди студентов университета, желающих изучать психологию и педагогику вместе с иностранным языком на вновь создающемся билингвальном факультете. Желающие студенты-энтузиасты, несмотря на то, что они теряли год-два своего обучения, обнаружились на вторых-третьих курсах различных факультетов: историческом, иностранных языков, естественнонаучном, факультете начальных классов. Пройдя не совсем обычные вступительные испытания в форме собеседования, которое позволяло выявить не только общую эрудицию, но и творческий потенциал, 28 студентов в декабре начали обучение на новом факультете.
"Первенцам" факультета - один год. 26 мая 1994 г.
Идейными вдохновителями и организаторами психолого-педагогического факультета выступили доцент В.С. Худницкий и заведующий кафедрой педагогики, доцент М.Н. Певзнер. В тесном сотрудничестве с учёными факультета педагогики и Междисциплинарного центра высшей школы Билефельдского университета они сформулировали концепцию билингвального факультета, в основу которой были положены идеи приобщения к мировой культуре средствами родного и иностранного языков. Специальными предметами, изучаемыми в билингвальном режиме на факультете, стали педагогика и психология.
В 1993 г. на факультете было 28 преподавателей, которые работали на трёх кафедрах: педагогики, психологии и билингвального обучения. Это было время свободы и творчества. После жёсткой регламентации планов и курсов в педагогическом институте, у преподавателей появилась прекрасная возможность самореализоваться. Учебный план был экспериментальный. Благодаря этому студенты слушали эксклюзивные курсы, которые создавались только для них: «билингвальная педагогика» и «билингвальная психология». Иностранный язык из предмета изучения превращался в средство постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов... В учебный процесс внедрялись активные методы и приёмы обучения: погружение в педагогику, деловые игры, тренинговые занятия. Всё было наполнено творчеством и сотворчеством. ППФ отличался особой атмосферой, демократичностью в отношениях между преподавателями и студентами. Дух единой команды витал над всеми. Студенты стремились стать хозяевами своей жизни на факультете, что вылилось в создание в 1995 году студенческой Думы - органа студенческого самоуправления.
Шли годы. Это были годы экспериментов и развития. Билингвальность факультета предполагала активное взаимодействие с зарубежными университетами. Это реализовывалось через стажировки преподавателей и студентов, совместные научные программы и проекты, среди которых:
Психолого-педагогический факультет всегда старался быть открытым мировой науке, отечественным нововведениям и сотрудничеству с региональными учреждениями и организациями. И что самое важное, отделение педагогики и психологии как его приемник продолжает традиции и стремится быть открытым студенту как главному субъекту образовательного процесса. На отделении ежегодно проходят научно-методические конференции, предметные олимпиады по психологии, педагогике, иностранным языкам, педагогические ринги, социальные акции, праздники, дискотеки и вечеринки.