200-летие со дня рождения известного русского поэта, члена-корреспондента Петербургской АН, Тайного советника Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897)
«О Боже! Ты даешь для родины |
Тепло и урожай, дары святого неба, – |
Но, хлебом золотя простор ее полей, |
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!» |
А.Н. Майков |
Будущий писатель родился 4 июня 1821 года в Москве в дворянской семье. Старинный род Майковых состоял из талантливых людей. Отец его был академиком живописи, мать писала интересные стихи и прозу, брат поэта - литературный критик и публицист. Детские годы Аполлона прошли в московском доме и подмосковном имении села Никольское. В гостеприимном доме постоянно собирались художники, литераторы, музыканты, среди, которых, были: Тургенев, Плетнев, Бенедиктов, Григорович, Достоевский и другие. Домашним учителем будущего поэта был даже сам И.А. Гончаров. Атмосфера дома способствовала развитию культурных интересов у мальчика. Он рано начал интересоваться литературой, искусством, рисованием и сочинительством стихов. Отец с удовольствием помогал сыновьям выпускать детский журнал. Первые стихи Аполлона появились в рукописном сборнике «Подснежник», выпускаемом в семье Майковых.
В 1834 году семья переехала в Петербург, и дальнейшая судьба поэта связана с северной столицей. В шестнадцать лет юноша поступил в Петербургский университет на факультет юриспруденции, но охотно и много продолжал заниматься историей Греции и Рима. Рано начал писать стихи, но в юности хотел стать художником. Из-за ухудшающегося зрения от занятий живописью пришлось отказаться. Печататься начал в 1940 году, выступив со стихами, навеянными античными образами. В 1841 году Майков окончил университет и поступил на службу в Департамент государственного казначейства. В 1842 году издал свой первый сборник «Стихотворения», в которых продолжает прослеживаться его интерес к Древней Греции и Риму. В этот же год он отправляется в путешествие по Европе. Почти год Аполлон прожил в Италии, где занимался живописью и поэзией, а лекции по искусству и литературе слушал во Франции, также побывал в Дрездене и Праге.
Во второй его сборник «Очерки Рима» вошли произведения, навеянные впечатлением от путешествия по Италии.
«.Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом! |
Под этаким небом невольно художником станешь. |
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины |
Из ярких стихов антологии древней Эллады …» |
В 1844 году Майков возвратился в Россию и устроился помощником библиотекаря при Румянцевском музее. В 1852году Румянцевский музей перевели в Москву, и он перешел работать в Комитет иностранной цензуры. Здесь поэт проработал почти полвека и дослужился до высокого чина действительного статского советника. Законопослушный человек он никогда не скрывал своих верноподданнических чувств. В годы Крымской кампании воспевал хвалебные дифирамбы Николаю I, восторженно принял спущенную сверху крестьянскую реформу 1861 года
В 1882 году Майков был удостоен Пушкинской премии Академии наук за философско-лирическую драму «Два мира». Его стихотворение «Кто он?», посвященное Петру I, десятилетиями входило во все школьные программы, как дореволюционного, так и советского периода. Майков утверждал, что искусству нет дела ни до чего низменного, тлению неподвластны только красота и любовь.
Большой период жизни Майков посвятил грандиозной драме столкновения языческой и христианской цивилизаций. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Олинф и Эсфирь», «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира», неразрывно связанные между собой. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», на что ушло четыре года. Аполлон Майков занимался переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.
На 76-ом году жизни Аполлон Николаевич Майков простудился, заболел и 20 марта 1897 года скончался. Похоронили его на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыре в Петербурге.
Жизненный путь у Аполлона Майкова был светлым и ровным. Его слава не была бурной, но стала долговечной, почитаемой властями и обществом. Критики не были жестоки по отношению к нему. Его стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, тонкостью, напевностью, созерцательностью, которые так и просятся на создание музыкального шедевра, что и сделали композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.
Материал подготовила библиотекарь Л.Н. Боровинская