Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» открыта в Новгородском политехническом институте (НПИ) в 1973 году. В этом году была всего одна группа автомобилистов, каждый последующий год число групп увеличивалось на одну. И в 1979 план приема был уже 100 человек.
Первыми преподавателями кафедры «Автомобильный транспорт» (AT) были выпускники Ленинградского политехнического института имени Калинина: Чурсинова Г.Н., Пономарев О.П., Тимофеев М.М., Чурсинов Б.И.
Первым исполняющим обязанности заведующего кафедрой AT был к.т.н. Шаров Геннадий Иванович.
В это время активно проводятся НИР по совершенствованию рабочих процессов дизельных двигателей с Камским автомобильным заводом. Студенты кафедры AT были активными участниками студенческих строительных отрядов.
На кафедре AT в качестве молодых преподавателей появляются выпускники этой же кафедры: 1979 - Заводов Н.Н., 1980 - Абрамов A.M., 1982 - Крылов С.Г., Чадин А.Н.
В 1982 году заведующим кафедрой стал д.т.н. Щеголев В.А.
В этот период были благоприятные условия развития кафедры с точки зрения финансирования как учебного процесса, так и научных работ. Были организованы специализации: техническая эксплуатация автомобилей и авторемонтное производство. Разработаны учебные планы и все необходимые учебно-методические пособия.
Ставка была сделана на молодых, только закончивших институт специалистов. Среди них: Гудилов С.В., Тимофеев В.В., Жосан Н.В., Зубрицкас И.И.
Отрывается новое направление НИР по технологиям обслуживания и ремонта автомобилей связанное с применение робототехники в авторемонтном производстве. Кафедра АТ тесно сотрудничает с «Новгородским заводом ГАРО».
В 1987 году первым из выпускников кафедры AT НПИ Абрамов A.M. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В дальнейшем под руководством Щеголева В.А. в аспирантуре НПИ готовят и защищают кандидатские диссертации Заводов Н.Н., Гудилов С.В. Чадин А.Н., Зубрицкас И.И.,Тимофеев В.В. таким образом кафедра почти на 100% имела остепененных преподавателей.
На кафедру АТ были приняты специалисты в области электроники к.т.н. Никитин В.М. иТрофимов П.А., что позволило организовать подготовку специалистов по автомобильной диагностике. Созданы лаборатории электрооборудования и автомобильной электронике, диагностике грузовых автомобилей (ГАТП-1). Часть лабораторных работ и практик проводились на предприятиях Новгородавтотранса и на заводах «Автоспецоборудования» и НАРЗ.
Активизируется НИРС. Создано школьно-студенческое конструкторское бюро (ШСКБ), клуб энтузиастов биотранспорта «Наташа» и студенческий автомотоклуб «Виктория». За это время постороено несколько моделей багги различных классов.
В 1988 году проведен всесоюзный смотр-конкурс «Веломобиль-88». Команды школьников и студентов выезжали на аналогичные конкурсы в г.г. Шауляй, Полтава, Киев, Москва.
Деловые связи были установлены со студенческими организациями МАДИ и других вузов.
На пороге создания университета в 1992 году заведующим кафедрой «Автомобильный транспорт» становится Абрамов A.M. В это время выполняются научно-исследовательские работы по совершенствованию систем управления динамикой движения транспортных средств с Минским автомобильным заводом, ГКБ по прицепам г. Балашов Саратовской области. С пассажирскими автотранспортными предприятиями г. Новгорода выполняются работы по топливосберегающим технологиям. Продолжается тесное сотрудничество в области автомобильной диагностики с Компанией «Новгородский завод ГАРО».