Утверждена

                                                                                     Ученым   Советом  НовГУ

                                                                                        28.02.2005 г.

Концепция создана рабочей группой

Координационного Совета НовГУ по гуманитаризации

образования и воспитательной деятельности под

руководством проректора по вопросам воспитания

и эстетического развития студентов,
     к.п.н. Раненко М.Э.

 

 

Актуальность

 

            Проблемы воспитания молодежи во все времена волновали любое общество. Отечественная культурно-педагогическая традиция придавала проблемам воспитания значение важнейших вопросов, и особенно остро они вставали в условиях радикальных социальных перемен.

            В свою очередь, современная педагогическая наука указывает, что целью воспитания является формирование не законченной личности, а личности, развивающейся на протяжении всей жизни (9),  следовательно, данную проблему необходимо разрешать постоянно, а не только в детстве и подростковом возрасте, как теперь иногда пытаются утверждать.

            Ряд современных исследований показывает, что в настоящее время многие преподаватели вузов страны психологически и профессионально не готовы проводить качественную и эффективную воспитательную работу со студентами, проявляют апатию, пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества, не знают современных методик воспитания, что наиболее свойственно техническим вузам (13).

          Проведенные статистические опросы в некоторых вузах Российской Федерации свидетельствуют, что часть преподавателей не видит смысла в воспитании студентов, мотивируя это тем, что в государстве отсутствует четкая стратегия развития общества, а изменившиеся ценностные ориентиры в социуме и молодежной среде во многом не соответствуют предлагаемым современным концепциям воспитания (8).

             Часто основными причинами возникновения такой позиции профессорско-преподавательского состава вузов называют:

  1. Формальную организацию учебно-воспитательной работы.
  2. Несоответствие учебных программ и методов обучения требованиям времени.
  3. Низкую оплату педагогического труда.
  4. Отсутствие должных моральных и материальных стимулов.
  5. Неудовлетворительную материально-техническую базу образовательного процесса.
  6. Доминирование авторитарного стиля руководства и общения, не учитывающего интересы студентов, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участия в управлении вузом.

             В свою очередь, согласно данным социологических исследований, процесс социализации студенчества в стенах вуза сейчас осложняется следую-щими факторами:

-  трудностями материально-финансового положения во время учебы;

-  неопределенностью трудоустройства по специально-сти;

-  снижением качества обучения и профессиональной подготовки;

-  ма-териально-финансовым (имущественным) расслоением в студенческой среде;

-  увеличением социально-психологической дистанции между сту-дентами и преподавателями;

-  отсутствием эффективных воспитательных систем в вузах (9).

            Кроме того, основными причинами, во многом повлиявшими на снижение общей культуры и воспитанности современной молодежи можно определить:

-  негативный фон рыночных реформ в переходный период с его размытыми ценностными установками;

-  самоустранение образовательных учреждений от выполнения функций, связанных с формированием личностных качеств подрастающего поколения;

-  разрушение традиционных норм нравственности;

-  массированную пропаганду низких по качеству и зачастую откровенно пошлых образцов культуры западных цивилизаций.

Некоторое улучшение социально-экономического положения в стране в последние годы повлекло за собой  осознание необходимости корректировки и определения направлений воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Воспитание молодежи становится приоритетным в государственной политике Российской Федерации (2).

Доказательством этому являются программы, принятые на федеральном уровне: «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Программа развития воспитания  в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д.

В свою очередь, Федеральная программа развития образования определяет в числе основных задач усиление воспитательной функции образования.  В этой связи воспитательная деятельность в вузе  на сегодняшний  день многими рассматривается как логическое продолжение реализации концепции гуманизации и гуманитаризации образования.

В настоящее время высшие учебные заведения РФ должны определять свои цели, задачи и направления воспитательной деятельности в полном соответствии с:

-   Законом РФ <Об образовании>; 

-   Законом <О высшем и послевузовском образовании>;

-   Типовым положением о вузе РФ; 

-   Федеральными целевыми программами: <Молодежь России> (2001-2005 годы), <Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации>, <Программа развития воспитания  в системе образования России> и др;

-   постановлениями и другими нормативно-правовыми документами Правительства РФ,  Министерства общего и профессионального образования РФ, Федерального агентства по образованию, Российского Союза ректоров.

Несмотря на то, что к настоящему времени в государстве сложилось правовое поле, дающее возможность решать проблемы воспитательной деятельности в вузах, многие авторы считают, что в действительности существует определенное противоречие между необходимостью в кардинальном повышении качества воспитания студентов, с одной стороны, и отсутствием системно-целостного педагогического обеспечения его реализации - с другой. Данное противоречие позволяет выделить ряд стратегически важных вопросов, которые требуют своего разрешения:

1. Каковы основные концептуальные идеи современного воспитания студентов?

2. Каковы цели и задачи воспитания студентов в вузе в настоящее время?

3. Какой сегодня должна быть модель воспитательной системы вуза?

4. При каких условиях предлагаемая модель может быть эффективно реализована в практике воспитательной деятельности?

5. Каким образом осуществлять системную диагностику качества воспитания?

            Решить данные проблемы возможно только на основе серьезных комплексных научных

исследований и обобщения накопленного практического опыта работы в этой области, что,

безусловно, в дальнейшем необходимо проводить в Новгородском государственном

университете им. Ярослава Мудрого.

 

Трактовка категории «воспитание»

 

Как показали исследования, феномен воспитания многофункционален и потому в современной педагогической литературе можно встретить множество его определений в зависимости от функции, принятой автором.

            Рассматривая различные подходы к определению понятия «воспитание», следует указать общие признаки, выделяемые большинством авторов:

            -целенаправленность воспитательных воздействий на субъект воспитания;

            -социальная направленность этих воздействий;

            -создание условий для усвоения субъектом воспитания определенных норм отношений;

            -освоение человеком комплекса социальных ролей.

 

             Анализ научных источников по проблеме показывает, что воспитание в вузе  представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Иными словами, воспитание в вузе есть управление процессом социализации будущих специалистов с высшим профессиональным образованием, который заключается в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие.
            В основу Концепции воспитательной деятельности НовГУ была принята нормативная парадигма, в которой функция воспитания направлена на формирование определенных качеств личности, требуемых обществом и государством в соответствии с нормативными документами.

            В этой связи, под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучени­ем целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирова­ние социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для разностороннего (духовного, интеллекту­ального, физического, культурного и тд.) развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста с высшим профессиональным образованием.

 

Принципы воспитания, управления и оценки воспитательной деятельности в НовГУ

 

Воспитательная деятельность в НовГУ им. Ярослава Мудрого может быть основана на принципах, которые активно разрабатываются современной наукой (1):

1. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.

2. Культурологический принцип, без которого невозможно эффективное, решение многих актуальных проблем воспитания, в том числе проблем творческого саморазвития личности. Не случайно даже само понятие "культура" очень близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание.

3. Антропологический принцип,  означающий  антропологический подход в педагогике,  в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания    о    человеке    в   условиях   развития    и    саморазвития    образовательно-воспитательных систем. 

4. Гуманистический принцип,  означающий  гуманизацию образования,  т.е развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей   личности   педагога   и   обучающегося,   гармонизации   их   интересов взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

5. Синергетический принцип, означающий взаимодействие двух сопряженных взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящее   к   новообразованиям,    повышению   энергетического   и   творческое потенциала   саморазвивающихся   подсистем   и   обеспечивающее   их   переход   от развития к саморазвитию.

6. Герменевтический принцип, наименование которого происходит от слов "разъясняю,  истолковываю", означает философское осмысление и переосмысление как ранее  наработанного  педагогического  опыта,   так и приобщение молодого поколения  педагогов  к осмысленному овладению различными видами  и формами педагогических инноваций.


            С учетом специфики и сложности воспитательной деятельности в вузе, формирования ее цели и задач, оценки ее результатов и управления ее качеством возможно принять следующие принципы управления и оценки воспитательной деятельности (10):

            -воспитательная деятельность выделяется как автономная, но неразрывно связанная с другими видами деятельности (с учебной, научной и т. д.), подсистема со своими целями, принципами, факторами, методами управления и оценки качества (в связи с этим воспитательная деятельность должна иметь свою, специфическую подсистему управления в общей системе управления образованием и ка­чеством образования);

            -эффективность управления качеством воспитательной деятельности определяется ее целенаправленным характером - наличием конкретных целей, а оценка качества воспитательной деятельности, есть оценка степени достижения ее конечных и промежуточных результатов;

            -цели воспитательной деятельности формируются в результате достиже­ния компромисса ее основных субъектов (как на уровне конкретного учебного заведения, так и на уровне всей системы образования);

          -управление воспитательной деятельностью необходимо осуществлять преимущественно в виде веро­ятностного управления факторами, существенно влияющими на дости­жение ее целей, в связи с невозможностью «прямой» оценки результа­тов воспитательной деятельности конкретного выпускника - таких ка­честв личности, как, например, доброжелательность, честность, ответ­ственность, патриотизм и т. д.

           -управление состоянием и динамикой минимально-необходимого набора факторов для каждого уровня управления обеспечивает эффективность управления качеством системы (5).

 

 

Определение цели, задач и направлений воспитательной деятельности в НовГУ

 

Цель воспитательной деятельности в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого заключается в социализации личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Иными словами цель может быть представлена в виде выполнения социального заказа, включающего в себя набор качеств лич-ности, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. К ним относятся:

- нравственность,

- интеллигентность,

- патриотизм,

- стремление к здоровому образу жизни,

- общая и профессиональная образованность,

- социальная активность,

- предприимчивость,

- готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,

- способность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

Главной задачей воспитательной деятельности в НовГУ можно считать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.      

Конкретизируя поставленную задачу, можно выделить ее следующие основные моменты:

- Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

- Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

- Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни.

- Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
- Постоянное развитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

- Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.
- Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества).

- Осуществление воспитательной миссии вуза на основе развитой социо-культурной сферы университета и города - театров, библиотек, музеев, спортивно-оздоровительных комплексов, научно-культурных центров и клубов по интересам, выставок произведений искусства и студенческого творчества и др.

- Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности.
- Развитие клубной и досуговой деятельности, как особой формы жиз-ни студентов.

Для достижения обозначенной цели и поставленных задач требуется осуществление комплекса взаимосвязанных решений и действий по ряду направлений воспитательной деятельности:

1. Духовно-нравственное воспитание;

2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание;

3. Профессионально-трудовое воспитание;

4. Эстетическое воспитание;

5. Физическое воспитание;

6. Экологическое воспитание.

 

Механизмы реализации воспитательной деятельности в НовГУ

 

            Привлечение к воспитательной деятельности преподавателей и сотрудников безусловно определяется финансовыми возможностями вуза. Кроме того, участие в такой работе предполагает соответствующую подготовку и переподготовку кадров на различного рода курсах, семинарах и тренингах.

            Механизмы реализации воспитательной деятельности в НовГУ могут заключаться следующих мероприятиях:

- Проведение социологических исследований среди  студентов,

преподавателей и сотрудников, позволяющих:

а) выяснить иерархию ценностных (прежде всего, этических и эстетических) ориентиров; 

б) очертить круг проблем морально-нравственного характера,  с  которыми  они  наиболее  часто  сталкиваются; 

в)  выяснить отношение студентов разных факультетов к самой идее о необходимости их воспитания.

- Использование результатов вышеупомянутых исследований для организации жизнедеятельности как основы воспитательного процесса   (формирование атмосферы согласия, единения, правовой культуры, уважения к нравственно-этическим принципам и нормам общения).

- Создание модели воспитательной деятельности НовГУ.

- Разработка комплексной программы воспитательной деятельности НовГУ.

- Подготовка и переподготовка тех, кто будет осуществлять воспитательную деятельность.

- Проведение совместных семинаров для педагогов-организаторов, кураторов и студенческого актива;

- Организация <досок почета> лучших студентов факультетов и университета с оформлением данной информации на сайте НовГУ;

- Установление партнерских отношений с вузами и центрами, занимающимися разработкой проблем воспитательной деятельности.

- Организация конкурса проектов по воспитательной деятельности в рамках НовГУ. Победители получают годичное финансирование для реализации пилотного проекта на 1-3 факультетах. В случае успеха опыт работы по организации воспитательной деятельности можно перенести на другие ф-ты. В качестве одного из возможных направлений проектной деятельности можно предложить создание консультативного центра, целью которого будет оказание помощи студентам в кризисных ситуациях (напр., на философском ф-те обсуждалась идея <Центра практической философии>).

- Разработка и внедрение комплексной программы по развитию студенческого самоуправления, способствующей профессиональной и культурно-нравственной самореализации студентов и активному участию в управлении делами университета. Для повышения эффективности данной работы возможно проведение круглогодичной учебы студенческого актива (<Школа лидеров>) по различным направлениям: учебной, научной, творческой, спортивной, политической.

- Создание и поддержание сайта, посвященного актуальным студенческим проблемам, с обязательным форумом по проблемам нравственного характера.

- Обсуждение проблем воспитательной деятельности в университетских и областных СМИ.

- Создание общеуниверситетского Совета по воспитательной деятельности.

- Выделение в структурных подразделениях НовГУ (институтах и общеуниверситетских факультетах) дополнительной ставки для организации и осуществления системной воспитательной деятельности.

- Организация научно-исследовательской лаборатории, изучающей молодежные проблемы и осуществляющей мониторинг динамики ценностных установок в студенческой среде.

- Включение показателей участия ППС в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации и продления договоров.

- Усиление значения показателя <виды воспитательной деятельности> при расчете рейтинга кафедр.

- Оптимальное планирование воспитательной деятельности на кафедрах, факультетах, в подразделениях.

 

Развитие студенческого самоуправления

 

Исследования последних лет показывают, что на современном этапе развития российского общества наблюда­ется возрождение на новой демократической основе студенческих ор­ганизаций, которые строят свою деятельность, исходя из образова­тельных, профессиональных, социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, коррелируя их с социокультур­ным контекстом развития молодежи как страта и высшей школы как социального института.

            Стратегия государственной молодежной политики нашла свое отражение в таких государственных документах, как:

-  Указ Президента Российской Федерации <О первоочередных мерах в области госу-дарственной молодежной политики> (1992 г.);

-  <Основные направления государственной молодежной политики в Российской Феде-рации>, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993 г.);

-  Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ <О государственной поддержке моло-дежных и детских общественных объединений в Российской Федерации>;

-  Федеральная целевая программа <Молодежь России (2001-2005 годы)> (Поста-новление правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года № 1275);

-  Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобрен-ная протоколом заседания Правительственной комиссии по делам молодежи от 5 де-кабря 2001 г. № 4;

-  Проект межведомственной программы <Студенчество России (2002-2006 годы)> и др.

 

Цели и задачи студенческого самоуправления в НовГУ

 

Современное общество выдвигает перед вузом требования подготовки инициативных и предприимчивых специалистов, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.

В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность органов студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление в НовГУ рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Целями студенческого самоуправления в  НовГУ являются:

- осуществление гуманистического воспитания студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма;

- утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата;

- укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи;

- утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту и т.д.

            Развитие студенческого самоуправления в НовГУ направлено на:

- усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, нетерпимости к проявле-ниям экстремизма, здорового морально-психологического климата, нравственных основ мо-лодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных прин-ципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

- контроль и организацию учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного обра-зования; формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

- развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов сту-дентов; формирование лидеров студенческих коллективов.

Ожидаемыми результатами деятельности студенческого самоуправления в НовГУ являются:

- рост социальной активности студентов, степени их социальной интеграции, гражданской зрелости и дисциплинированности;

- формирование у  студентов стойкой мотивации к здоровому образу жизни;

- качественный рост организованного досуга студентов, профилактики асоциальных явлений в студенческой среде;

- обеспечение адресного подхода к решению проблем студенческой молодежи НовГУ;

- качественное обновление содержания форм общественной студенческой самодеятельности;

- развитие социального партнерства органов студенческого самоуправления с администрацией и структурными подразделениями НовГУ, общественными организациями, органами государственного управления.

 

Заключение

 

Воспитательная деятельность в НовГУ сегодня может и должна быть понята не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.

Данная концепция должна служить основой для создания комплексной Программы воспитательной деятельности в НовГУ конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях и общежитиях.

При проведении воспитательной деятельности необходимо учитывать моральные и материальные стимулы.

Система воспитания, несомненно, носит динамичный характер. Поэтому данная Концепция должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.

При разработке Концепции воспитательной деятельности НовГУ  были исследованы, учтены и частично использованы принципиальные положения и подходы следующих научных источников и авторских работ:

1. Андреев В.И., Николаев М.В. и др. Модель системы воспитания Казанского государственного университета. http://www.kcn.ru/
2. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. 2002 №5.
3. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
4. Гавриков А.Л., Гудилов С.В. Нормативное обеспечение учебной деятельности и социальной поддержки студентов Новгородского университета. В. Новгород, 2001.
5. Гавриков А.Л.,  Гудилов С.В., Поровский Г.С. и др. Основная образовательная программа. В. Новгород, 2002.
6. Воспиптательная деятельность как объект анализа и оценивания / под. ред.И.А. Зимней. - М., 2003.
7. Донченко А.П., Прокофьев Ю.А. и др. Концепция развития гуманитарного образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Зимняя И.А., Боденко Б.Н. и др. Воспитание - проблема современного образования в России. М., 1999.
8. Лисовский В.Т. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. С.-Пб. 1999.
Оценка качества воспитательной деятельности в системе управления качеством образования. / Сост. Б.К. Коломиец, О.А. Васильева - М., 2001.
9. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход. // под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. В. Новгород, 2001.
10. Рябов Л.П. Нравственно-гуманистические подходы к формированию личности специалиста, развитию у студенчества гражданственности и патриотизма. // Интеллигенция и нравственность. М. 1993.
11. Управление воспитательной работой в КГТУ им. А.Н. Туполева.
www.kai.ru/ univer/uvr/plan.phtm.
12. Шерайзина Р.М., Орлов О.С., Певзнер М.Н. Концепция непрерывного педагогического образования Новгородской области. // Кто есть кто в Российском образовании. 1999. №4.

Положение о конкурсе «Моделей и проектов организации воспитательной деятельности в НовГУ»