Если у Вас есть вопросы и проблемы с признанием квалификаций, Вы можете обратиться в Национальный информационный центр (ссылка на сайт http://www.enic-naric.net/)
Основная цель признания квалификаций – обеспечить возможность для учащихся использовать свою квалификацию при принятии решения продолжить свое обучение в любом вузе Европейского пространства высшего образования без каких-либо потерь.
Инструментарием, обеспечивающим возможность признания квалификаций, является Система Перезачета Кредитов (ECTS, European Credit Transfer System). Ссылка на сайт http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc48_en.htm
Информация о системе ECTS представлена в Лиссабонской Конвенции. (ссылка на текст Лиссабонской Конвенции)
В рамках ECTS введено понятие «Академический кредит».
Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
А – "отлично" (10 процентов сдающих). В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих). С – "хорошо" (30 процентов сдающих). D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих). Е – "посредственно" (10 процентов сдающих). F (FX) - "неудовлетворительно".
Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети. Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.
Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:
Прогресс внедрения Европейской системы перезачета кредитов (ECTS) в странах – участников Болонского процесса можно оценить по доле программ высшего образования, в которых используется ECTS. Данные, представленные в Национальных отчетах стран-участниц Болонского процесса, позволили сделать вывод, что 27 стран полностью внедрили ECTS во все программы высшего образования в стране. Россия находится на уровне внедрения от 50 до 75% в группе таких стран как Армения, Андорра, Словения, Турция, Германия.
Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
В российском высшем образовании переход на систему оценивания знаний в зачетных единицах, или кредитах, имеет ряд особенностей, а именно:
Вернуться на страницу "Организационное обеспечение Болонского процесса"