Признание квалификаций

Если у Вас есть вопросы и проблемы с признанием квалификаций, Вы можете обратиться в Национальный информационный центр (ссылка на сайт http://www.enic-naric.net/)

Основная цель признания квалификаций – обеспечить возможность для учащихся использовать свою квалификацию при принятии решения продолжить свое обучение в любом вузе Европейского пространства высшего образования без каких-либо потерь.

Инструментарием, обеспечивающим возможность признания квалификаций, является Система Перезачета Кредитов (ECTS, European Credit Transfer System). Ссылка на сайт http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc48_en.htm

Информация о системе ECTS представлена в Лиссабонской Конвенции. (ссылка на текст Лиссабонской Конвенции)

В рамках ECTS введено понятие «Академический кредит».

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

А – "отлично" (10 процентов сдающих). В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих). С – "хорошо" (30 процентов сдающих). D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих). Е – "посредственно" (10 процентов сдающих). F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

 За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети. Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.

 Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей     Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:

 Прогресс внедрения Европейской системы перезачета кредитов (ECTS) в странах – участников Болонского процесса можно оценить по доле программ высшего образования, в которых используется ECTS. Данные, представленные в Национальных отчетах стран-участниц Болонского процесса, позволили сделать вывод, что 27 стран полностью внедрили ECTS во все программы высшего образования в стране. Россия находится на уровне внедрения от 50 до 75% в группе таких стран как Армения, Андорра, Словения, Турция, Германия.

Прогресс внедрения ECTS 100% 75-99% 50-75% <50%
Страна

Венгрия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,

 Италия, Латвия, Лихтенштейн, Македония, Нидерланды, Норвегия,

Польша, Португалия,  Румыния, Северная Ирландия, Сербия, Словакия,

Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция, Шотландия, Эстония

Австрия, Азербайджан,

 

Албания, Бельгия (Французская),

 

Кипр, Хорватия, Чехия

Армения, Андорра,

 

Германия, Россия,

 

Словения, Турция
Литва

Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.

В российском высшем образовании переход на систему оценивания знаний в зачетных единицах, или кредитах, имеет ряд особенностей, а именно:

  1. Одна зачетная единица приравнивается к 36 часам трудоемкости дисциплины.
  2. В основных образовательных программах четко зафиксировано количество кредитов, которые могут набрать студенты, изучая каждый цикл дисциплин.
  3. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц.
  4. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет три и более зачетные единицы должна выставляться оценка.
  5. Российская система оценивания знаний отличается от рекомендуемой единой европейской шестибалльной системы оценок.

Вернуться на страницу "Организационное обеспечение Болонского процесса"