Эразм Роттердамский был современником Николо Макиавелли. Его концепция коренным образом отличается от концепции Макиавелли. В 1516 году вышел труд «Воспитание христианского государя».  В нём главное внимание он уделяет характеру правления. Государь должен руководствоваться высокими этическими принципами. Управление необходимо каждому обществу. Функция управления выделяет государя среди других людей, а во всём остальном он равен гражданам. Государь управляет человеческим сообществом, на передний план выходит учение о свободной воле людей, поэтому и формы, и акты управления должны приниматься свободной волей людей. Они должны принимать их как написанные ими самими. Для государя необходимо обладание мудростью особого типа: 
1) государь должен выдвинуть высший идеал для своих подданных
2) умение воплотить в жизнь этот идеал.
   Идеал государя равен понятию «Отечество»; государь должен направить общую волю для достижения интересов Отечества. Если воля не направлена должным образом, она может иметь отрицательные последствия для государства. Разумное управление Эразм Роттердамский связывал с личностью государя, положительные качества должны воспитываться с самых первых дней.
   Эразм Роттердамский писал, что сочетание высоких нравственных качеств в одном правителе невозможно, поэтому монархию нельзя абсолютизировать. Государь, желая добра подданным, должен рассматривать это не как ущемление своих прав, а как помощь и приближение к идеалу. 
   Пути достижения идеала:
Эразм Роттердамский предостерегал государя от определённого политического курса в соответствии с мнением людей. Городская чернь - масса, которая готова по образу всей жизни совершить любую низость. Государь должен быть философом, мудрецом. Цель законов - воспитание граждан в духе нравственности и служения государственному целому. Эти цели достижимы только на гуманистической основе (свободная воля людей, направленная к общим целям).