25.11.2015  Студенты и преподаватели НовГУ изучили американский опыт создания инклюзивной среды на трех уровнях: в школе, в университете, в организации

14-22 ноября 2015 делегация НовГУ в составе нач. информационно-аналитического отдела УМС, Натальи Ильяшенко, зав. кафедрой педагогики, технологии и ремесел Петра Петрякова, доцента кафедры специального (дефектологического) образования Виктории Клыпутенко, студентки гр. 5242 Дианы Ивановой, студента гр. 2701 Иннокентия Насирова и студентки гр. 5091 Валентины Пахомовой познакомилась с опытом создания инклюзивной среды в школах и организациях города Манси, Индиана. Визит состоялся в рамках реализации совместно с Государственным университетом Болл (Манси, штат Индиана, США) Российско-Американской программы партнерства университетов (UPP), финансируемой фондом Евразия. Тема проекта - создание инклюзивного образовательного пространства.

Делегация НовГУ

Делегация НовГУ (слева направо: Иннокентий Насиров, Валентина Пахомова, Наталья Ильяшенко, Диана Иванова, Виктория Клыпутенко и Петр Петряков) 

Среднее образование

Новгородская делегация получила уникальную возможность встретиться с суперинтендантом школ штата Индиана Глендой Ритц и директором отдела специального образования Департамента образования штата Индиана Пэм Райт, которые рассказали об организации инклюзивного образования в школах штата, об услугах и программах, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также о системе подготовки учителей и администраторов школ к работе с учащимися с ОВЗ.

 Встреча с суперинтендантом школ штата Индиана Глендой Ритц

Встреча с суперинтендантом школ штата Индиана Глендой Ритц (в центре)

Встреча с директором и сотрудниками отдела специального образования Департамента образования штата Индиана

Встреча с директором и сотрудниками отдела специального образования Департамента образования штата Индиана

Преподаватели и студенты НовГУ также узнали, как реализуется инклюзивное образование на практике на примере центральной старшей школы города Манси, в которой обучается 1500 учащихся, 301 из которых имеют ОВЗ. Как правило, в обычные классы интегрированы учащиеся с легкой степенью умственной отсталости или аутизма. При этом их количество не должно превышать 15% от общего количества учащихся в классе. Также в школе имеются классы специального образования, в которых обучаются учащиеся со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, аутизма и с синдромом Дауна. Для каждого из учащихся с ОВЗ разработан индивидуальный учебный план, для детей с ограниченными возможностями коммуникации бесплатно предоставляется специальное оборудование. Слепые и глухие учащихся обучаются в специализированных школах.

 Посещение центральной старшей школы города Манси

Посещение центральной старшей школы города Манси

Один из классов школы

Один из классов школы

Высшее образование

Следует отметить, что 2015 год является юбилейным – 40 лет назад, в 1975 году, был принят закон об образовании людей с ОВЗ в США. Государственный университет Болл, поистине, является университетом равных возможностей и изучение его опыта может быть очень полезным в плане создания инклюзивной среды в НовГУ. В нем созданы все условия для комфортного обучения студентов с различными видами ограниченных возможностей здоровья: слепых, слабовидящих, глухих, с ограниченными возможностями мобильности, с легкой формой аутизма и ограниченными возможностями в обучении, с психическими нарушениями и т.д. Обеспечением данных условий занимается Центр по обслуживанию студентов с ОВЗ (Disability Services). Так, например, для студентов с аутизмом предусмотрены следующие услуги: конспектирование лекций, приоритетность в записи на курс, создание особых условий для прохождения тестов. Для глухих студентов существует аудио клиника (проверка слуха, подбор вспомогательного оборудования и консультирование в его использовании), создание субтитров для учебных видеоматериалов, сурдоперевод, аренда видеофонов и текстовых телефонов (TTY). Для слепых и слабовидящих студентов – лаборатория адаптивных компьютерных технологий, распечатка учебных материалов на шрифте Брайля, увеличенные и тактильные карты университетского кампуса, ориентация по кампусу перед началом занятий, конспектирование лекций, аренда собак-поводырей и т.д. Об этих и других услугах можно более подробно узнать на сайте Центра

Доступная архитектурная среда: так выглядит сопряжения тротуаров с транспортными проездами. Нормативный уклон должен быть не более 1/10. Рельефная (тактильная) полоса предназначена для ориентации слепых и слабовидящих. 

Особое внимание следует обратить на опыт подготовки учителей-дефектологов, которой занимается кафедра специального образования Государственного университета Болл – крупнейшая кафедра специального образования в штате Индиана. О востребованности их выпускников говорит тот факт, что только на магистерской программе «Поведенческий анализ и аутизм» обучается 1500 (!) студентов. Всего кафедра ведет подготовку 3500 студентов, обучающихся по 10 программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. К сожалению, вызвано это печальной статистикой: один из 45 детей в США страдает аутизмом, 80% из них – это мальчики. Причина возникновения аутизма до сих пор не известна, но специалисты склонны предположить, что это – чрезмерное погружение современных родителей в информационные и цифровые технологии.   

Доцент кафедры специального образования Пенни Крейг продемонстрировала технологии и технические устройства, предназначенные для людей с ОВЗ. Более подробную информацию о технических средствах можно прочитать на страничке "Аугментированная (дополненная) коммуникация".

Перчатки для обучения работы с клавиатурой

Клавиатура с разноцветными клавишами: зеленые - клавиши управления, красные - цифры, желтые - согласные, оранжевый - гласные

Перчатки для обучения работы с клавиатурой

Мышка, управляемая ногой

Мышка, управляемая ногой

Мышки для людей с различными видами ограничения подвижности

Мышки для людей с различными видами ограничения подвижности

Перчатка для интерактивного набора букв на клавиатуре

Перчатка для интерактивного набора букв на клавиатуре

Трудоустройство людей с ОВЗ.

Новгородцы получили возможность познакомиться с уникальным проектом – первым в США – по трудоустройству людей с ОВЗ. По инициативе и непосредственной поддержке мера города Манси Денниса Тайлера в городе ведется строительство гостиницы Марриотт, в которой будут работать 20% от общего количества персонала люди с легкой степенью умственной отсталости, аутизма, а также с синдромом Дауна. При гостинице будет также открыт учебный центр «Erskine Green Training Institute», который будет заниматься подготовкой и помощью при трудоустройстве людей с данными видами ОВЗ в индустрии гостеприимства. В Центре смогут обучаться не только жители Манси, но и жители Индианы и других штатов, а также граждане других стран. Если учесть, что уровень безработицы среди людей с ОВЗ в США очень велик (82%), то данная инициатива является прекрасной возможностью исправить положение, а также примером для других индустрий.

Встреча с мером города Манси Деннисом Тайлером

Встреча с мером города Манси Деннисом Тайлером (в центре)

Гостиница Courtyard Marriott

Гостиница Courtyard Marriott в Манси

Душевая кабина, оборудованная для людей с ограниченными возможностями мобильности

Душевая кабина, оборудованная для людей с ограниченными возможностями мобильности

Набор средств с надписями на колпачках на шрифте Брайля

Набор средств с надписями на колпачках на шрифте Брайля

Новости МД


Bозврат на страницу новостей
RSS 
Архив новостей