Новости

23.07.2012  Что в имени тебе моём? (газета «Новгородские ведомости» от 17.07.2012)


Научные работы Вячеслава КОШЕЛЕВА помогли широкому читателю по-новому взглянуть на биографии русских писателей

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ, известный пушкинист Вячеслав Кошелев уже много лет является руководителем научной школы при филологическом факультете Новгородского университета «Биография писателей и литературный процесс».

Это направление объединяет около 15 специалистов по русской литературе из разных городов России. Литературоведы анализируют творчество Пушкина, Блока, Фета и других классиков.

Фандорин и политика
— Вячеслав Анатольевич, насколько важна биография для понимания творчества того или иного писателя?


— Возьмем пример из современной литературы. Сейчас очень популярны книги Бориса Акунина. Известно, что под этой литературной маской скрывается другой человек — Георгий Чхартишвили, специалист по японской литературе. В свое время он разработал успешный проект «Борис Акунин», а сейчас в русской литературе появились Анатолий Брусникин и Анна Борисова... Теперешний Чхартишвили активно занимается политикой, в частности, он стал одним из организаторов митинга на Болотной площади. Но какое, казалось бы, дело до политики творцу Эраста Фандорина? Без знания биографии автора мы никогда не поймем, что связывает писателя Акунина и япониста Чхартишвили, и почему вдруг ученый стал заниматься политикой. Биография влияет на литературный процесс и во многом определяет специфику творчества.


— Нередко биография писателя является «крепким орешком» для ученых. Ведь в ней факты иногда переплетаются с вымыслом. Как же отделить одно от другого?


— Литературоведы не всегда могут доверять дневникам и письмам самого писателя и современников, даже юридическим документам. Так, мы до сих пор не знаем точного возраста Грибоедова. Если известный драматург родился в 1795 году, как принято считать, значит, он поступил в Московский университет в 11 лет, а в 14 лет закончил два факультета со степенью кандидата наук. А если в 1790-м году — тут уже совсем иное представление.


Кроме того, следует помнить, что писатели — фантазеры, и не все в их биографиях стоит брать на веру. Например, Александр Пушкин любил выдумывать, особенно, как сам признавался, с женщинами. На сегодняшний день известно около 70 обстоятельных жизнеописаний поэта, среди которых нет ни одного объективного. Так, до сих пор остается загадкой сообщение из его письма к жене, где встречается фраза: «Видел я трех царей. Первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку». Очевидно, поэт намекает на свою встречу с Павлом I. Между тем известно, что Пушкин родился в Москве в мае 1799 года, а император был убит в Петербурге в марте 1801-го. Значит, при предполагаемой встрече Пушкину не могло быть больше полутора лет. А какой же «картуз» в этом возрасте? Кроме того, Павел I, ставши царем, Москву не посещал, а сведений, что малолетний Пушкин бывал в Петербурге, не сохранилось. Явно этот эпизод поэт выдумал. Однако действительные встречи Александра Сергеевича с царями нашли отражение в его творчестве. В «Капитанской дочке» Маша Миронова, гуляя, встречает императрицу Екатерину II в саду Царского Села — почти как сам Пушкин, чья судьба решилась после одной из таких встреч летом 1831 года.


— Принято считать, что каждый период творчества связан с какой-то важной вехой в жизни писателя. Так ли это?

 

Пушкин любил выдумывать, особенно, как сам признавался, о своих любовных похождениях

— Искать закономерности в биографии писателя сложно: она нередко зависит от серии случайностей. Например, осенью 1830 года, за четыре месяца, Пушкин написал почти половину своего творческого наследия — пьесы, поэму «Домик в Коломне», две главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», массу поэтических набросков. Открылся какой-то источник вдохновения?

 


Все оказалось намного прозаичнее: когда поэт посватался к Наталье Гончаровой, ее семья поставила жениху условие: обеспечить невесту приданым. В качестве подарка поэт выбрал небольшое имение возле села Болдино в Нижегородской губернии. Но когда Александр Сергеевич приехал в Болдино, он не мог выехать оттуда четыре месяца: из-за эпидемии холеры был объявлен карантин и закрыты дороги. Оказавшись отрезанным от мира, без книг и других развлечений, поэт начал воплощать свои творческие замыслы. Впоследствии биографы назовут этот эпизод «болдинской осенью».


Две дуэли
— Литературоведам нередко приходится сталкиваться с некоторыми щепетильными фактами в биографии известных писателей, которые обычно не освещаются школьными учебниками. Так, известно, что французский поэт Поль Верлен искал вдохновение в вине.


— Творчество Верлена действительно во многом пьяное. То же самое можно сказать и о некоторых стихах Есенина. Сложные факты есть в биографии почти каждого известного поэта, просто раньше они замалчивались. Так, с дуэлью Пушкина и Дантеса связана непростая история. Есть предположения, что француз использовал жену поэта Наталью Гончарову в качестве ширмы для сокрытия своих гомосексуальных связей. Оказавшись поневоле втянутым в эту историю, Александр Сергеевич послал Дантесу вызов.


— История литературы знает еще одну непростую дуэль — Михаила Лермонтова с давним приятелем Николаем Мартыновым. Отразился ли непростой характер поэта в его творчестве?


— Лермонтов всегда отличался язвительным нравом. Будучи в Пятигорске, поэт прилюдно оскорбил Мартынова, давнего однокашника. Друзья даже не верили в серьезность дуэли и отправились покупать шампанское — отпраздновать примирение. Поэт всю дорогу к месту поединка шутил, а на дуэли выстрелил в воздух, сказав, что не хочет стрелять в такого дурака... Мартынов же — прямо в грудь друга. Дальнейшая судьба убийцы поэта оказалась несчастливой: он оставил полк и потом ушел в монастырь.


Литературоведам необходимо работать с такими фактами, чтобы лучше понять творчество писателя. Отмечу, что есть много свидетельств, что женщины страдали от Михаила Юрьевича, впрочем, как и он от них. Известен случай, что поэт распространял в обществе письмо собственного сочинения, порочащее репутацию одной дамы. И многие герои его произведений относятся к дамам довольно жестоко, вспомним хотя бы Печорина. Об эгоистичной любви Лермонтова говорят и следующие строки стихотворения:


За каждый светлый день иль
                       сладкое мгновенье
Слезами иль тоской заплатишь
                                       ты судьбе.
Мне грустно потому... что
                                    весело тебе.
Итак,
она звалась Татьяной


— Александр Пушкин, пользовавшийся популярностью среди слабого пола, питал к женщинам совсем другую любовь — светлую, бескорыстную, которая также отразилась в его любовной лирике. Между тем его считают понятным, простым поэтом.


— Какой же он простой! За внешней простотой его творчества скрываются огромная глубина и мастерство. Вспомните «школьное» стихотворение:


Я вас любил: любовь еще, быть
                                              может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше
                                   не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.


Здесь нет ни одного эпитета, ни одной метафоры: представить его на другом языке невозможно: вся прелесть осознается именно по-русски. Фраза «Я вас любил» повторяется трижды, но каждый раз — с разным логическим ударением. И произведение дышит тревогой и великодушием, страданием и радостью. И необычной логикой. Обычная ведь какая: «Я вас любил так нежно — как никто никогда любить не будет»... А как у Пушкина?


И простой, казалось бы, образ Татьяны из «Онегина» раскрывается в незаметных деталях. В письме Онегину героиня, признаваясь ему в любви, говорит: «Ты мне послан Богом». Татьяна имеет в виду, что из всего миллионного населения на Земле есть один человек, предназначенный только ей. Встретиться с ним практически невозможно. Но эта встреча все же произошла, и Татьяна это почувствовала. Она обладает огромным чувством другого человека. Пушкин пишет: «Татьяна ждет, с утра одета». В этих трех невзначай брошенных словах прячется глубокий смысл. Героиня с утра наряжается для свидания, а ведь в те времена туалет дамы занимал очень много времени, не говоря уже о том, как тяжело было ходить в праздничном платье, со всеми кожаными корсетами, в августовскую жару. Но Татьяна чувствует — Онегин должен приехать, и хотя никакими объективными данными это не подкрепляется, оказывается в своем чувстве абсолютно права... Тексты любого писателя — Пушкина в особенности — требуют внимательного, медленного чтения.

Пресса о нас