Новости

28.11.2022  Директор НОЦ выступил с докладом на международной научной конференции в Москве

24–26 ноября 2022 г. в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) состоялась III Международная научная конференция «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях». На конференции, организованной на базе Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, обсуждались темы функционирования священных изображений в различных исторических и социокультурных контекстах. Речь шла о том, как религиозные образы маркируют, «осваивают» и «присваивают» пространство, как они формируют символическую топографию не только храма, но и городского или сельского ландшафта, как они структурируют индивидуальное и коллективное поведение, а также о том, как нам сейчас можно их «читать» и понимать. Особая тема конференции – иконы советского периода как материальный, социальный, эстетический и духовный феномен.

 

Директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Сергей Аванесов представил на конференции доклад «Царь Давид и владимирская иеротопия». Доклад был подготовлен в рамках исполнения стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности» и посвящён разработке концептуальных оснований для анализа влияния внешнего художественного оформления средневековых храмов на конструирование городского сакрального пространства (иеротопии). В качестве примера был рассмотрен город Владимир XII века в период правления князей Андрея Боголюбского и Всеволода III.

 

Были проанализированы рельефные изображения библейского царя Давида, который предстаёт не просто как заглавный персонаж наружной храмовой декорации, но как центральный смысловой образ, организующий священное пространство Владимира. Благодаря ассоциативной связи Давида с владимирскими князьями, а самого города Владимира – с библейским Иерусалимом, новая столица Северо-Восточной Руси визуально маркируется как «икона Рая» и место особого покровительства свыше. В докладе была обоснована возможность интерпретировать храмовую декорацию средневекового города в качестве визуального текста, который, во-первых, выражает подразумеваемые смыслы, связанные с конкретными изображениями через код и контекст, и, во-вторых, транслирует эти смыслы в окружающую среду, формируя культурную идентичность городского пространства.

НОЦ "Гуманитарная урбанистика"