65-летию Великой Победы посвящается

 

Знаенко

Степан Иванович

(1920-1995 гг.)

Родился. в поселке Богоявленский Радищевского района Ульяновской области в семье крестьянина. В 1930 г. семья переехала на Украину. Там Степан Знаенко окончил школу и был направлен на работу учителем сельской начальной школы. В 1940 г. семья вернулась в Ульяновскую область. В этом же году Степан Иванович был призван в ряды Красной Армии, в артиллерийскую часть, откуда его направили на учебу в Московское радиотехническое училище. Экстерном окончил училище и был направлен в действующую армию Закавказского, а затем Северо-Кавказского фронта. Воевал на Крымском, Калининском, Ленинградском, Первом и Третьем Белорусском, Первом Прибалтийском, Забайкальском фронтах в должностях радиомеханика и радиотехника. С 1946 по 1956 гг. служил инженером по радиотехническому оборудованию самолетов. Из армии уволился в 1960 г.

Переехал в Новгород. Работал на различных предприятиях. В 1967 г. с отличием окончил исторический факультет НГПИ. С 1973 по 1987 гг. работал в НПИ, заведовал методическим кабинетом марксизма-ленинизма, истории КПСС и политэкономии.

С.И. Знаенко был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».

Из воспоминаний о войне:

Парад Победы. Июнь 1945 года.

В весьма короткое время наш полк полностью был обеспечен самолетами ТУ-2 и, недалеко от Москвы началась усиленная подготовка к Параду Победы. Сначала летчики учились летать звеньями - здесь главное было выдержать дистанцию между самолетами. Затем тренировались летать эскадрильями по 9 самолетов. А после этого уже летали три звена по 9 самолетов. Для летчиков это была весьма трудная работа, так как надо было выдержать расстояние и между самолетами, и между звеньями, и между эскадрильями. Было условлено, что аэродром, на котором шли тренировки, представлял собой Красную площадь Москвы, и над этой площадью пролетали самолеты полка, а начальство на земле наблюдало, как выглядит строй полета, и по радио сообщало замечания и поправки. Кроме того, на аэродроме был установлен фотоаппарат, фиксировавший полеты. Фотографии затем показывали летчикам, чтобы они могли видеть свои ошибки.

Надо сказать, что для того чтобы летать строем, необходима большая тренировка, как говорят, должен быть выработан «глазомер». И в начальный период этот «глазомер» вырабатывали на земле. На площадке аэродрома самолеты устанавливали так, как они должны лететь в воздухе. Затем экипажи садились в самолеты и хорошо просматривали, как стоят самолеты, как они выглядят и т.д. Это помогало летчикам быстрее освоить технику полета строем. К определенному сроку летчики хорошо освоили полеты строем.

Накануне Парада Победы тщательно проверили готовность техники к полету. Этот полет был особо важным правительственным заданием. Ведь это был Парад Победы, на который были обращены взоры всего мира, и нужно было делать так, чтобы не было никаких замечаний.

Настал день Парада. Нас подняли раньше обычного. Мы отправились на аэродром готовить самолеты к вылету. Убедившись, что оборудование самолетов исправно, я расписался в бортовых журналах. Все были готовы к полету. Но в тот день с утра была пасмурная погода, а затем пошел мелкий дождь. Облака совсем низко нависли над аэродромом. Однако мы все не теряли надежды, что полет состоится.

На старт вырулили 90 самолетов, взлетать должны были звеньями.Было весьма отрадно видеть эту колонну. А перед выруливанием оказалось, что на одном из самолетов не было радиста, мне пришлось надеть парашют и лететь в качестве радиста. В самолетах мы просидели около часа, а дождь тем временем усиливался. В конце концов, дали отбой, самолеты были отправлены на стоянки, а нам разрешили идти гулять в город. Командование  полка было приглашено на обед в Кремль. На электричке мы добрались до Москвы. На всех площадях были устроены гулянья. Все улицы и площади были полны народа, везде чествовали победителей. Мы посмотрели концерт на Комсомольской площади. День прошел очень хорошо. На второй день мы приводили в порядок свои самолеты, а через несколько дней, полк получил направление на Восток.