Про зиму

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Дальше

Руководители

И.о. директора института
Крапчунов Даниил Евгеньевич

Список сотрудников...

Телефоны подразделения

т. 97 42 82 доб. 1500
т. 97 42 82 доб. 1501
Расположение: Антоново, каб. 200, 228

Подробнее...

Институт гуманитарный

          

Гуманитарный институт НовГУ расположен на территории Антоново (Антоново, 2). Добраться можно как общественным, так и личным транспортом. Автобусные маршруты № 2, 5, 8А. Расписание движения автобусов: https://transport.nov.ru/timetable/routes.html, маршруты общественного транспорта: http://map.transport.nov.ru/ 

 Каждое направление (профиль) подготовки в нашем университете закреплен за определенной кафедрой, за каждой каф едрой закреплен администратор Отдела обеспечения деятельности (ООД) института. Связаться с адм инистраторами ООД нашего, Гуманитарного института можно по телефонам и адресам электронной почты, размещенным по ссылке https://portal.novsu.ru/dept/26692309/

Расписание занятий всех направлений подготовки также размещено на сайте: https://portal.novsu.ru/univer/timetable/

Структура Гуманитарного института с указанием подразделений, их руководителей, сотрудников и телефонов: https://portal.novsu.ru/dept/1107

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛИ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА (набор 2024 года)

42.03.02 Журналистика25 бюджетных мест очно и 25 – заочно, внебюджет – неограничен

направленность (профиль) Медиа в цифровом обществе. Кафедра Журналистики, https://portal.novsu.ru/dept/1588617/ ТЕЛЕФОН: 97 42 55 доб. 1589

направленность (профиль) Продюсирование в медиа, Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

 45.03.01 Филология, 23 места очно, внебюджет - неограничен

направленность (профиль) Преподавание филологических дисциплин

направленность (профиль) Филология в информационном пространстве

Кафедра филологии https://portal.novsu.ru/dept/26939144/ ТЕЛЕФОН: 97 42 44 доб. 1577

 45.03.02 Лингвистика, 26 мест очно, внебюджет - неограничен

направленность (профиль) Перевод и переводоведение (английский, китайский/французский языки)

направленность (профиль) Перевод и переводоведение (немецкий язык, английский языки)

Кафедра Иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации https://portal.novsu.ru/dept/26939142/ ТЕЛЕФОН: 97 42 46 доб. 1545

46.03.00 История и археология 46 мест очно, внебюджет заочно и очно – неограничен

46.03.01 направленность (профиль) История России и археология

кафедра Истории России и археологии https://portal.novsu.ru/dept/27379740/ 97 42 49 доб. 1574, 97 42 40 доб. 1503

46.03.01 направленность (профиль) Зарубежная история

кафедра Всемирной истории и международных отношений https://portal.novsu.ru/dept/27379743/ 97 42 44 доб. 1562

 47.03.01 Философия, направленность (профиль) Социальное технологии управления, 25 мест очно, внебюджет – неограничен

кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

41.03.02 Регионоведение России, направленность (профиль) Внутренняя политика, очно-заочная (вечерняя) форма с дистанционными технологиями – бюджет 16 мест, внебюджет – неограничен

Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

МАГИСТРАТУРА:

42.04.02 Журналистика, направленность (профиль) Современная медиасфера, заочно, внебюджет  - неограничен

кафедра Журналистики https://portal.novsu.ru/dept/1588617/ ТЕЛЕФОН: 97 42 55 доб. 1589

45.04.02 Лингвистика, направленность (профиль) Международный туризм и экскурсионная деятельность (английский, китайский языки), бюджет очно - 28 мест, внебюджет – неограничен

Кафедра Иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации https://portal.novsu.ru/dept/26939142/ ТЕЛЕФОН: 97 42 46 доб. 1545

51.04.01 Культурология, направленность (профиль) Креативные индустрии, бюджет очно – 8 мест, внебюджет очно и заочно - неограничен

Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

46.04.01 История и археология, бюджет очно – 15, заочно – 10, внебюджет неограничен

направленность (профиль) История и археология

кафедра Истории России и археологии https://portal.novsu.ru/dept/27379740/ ТЕЛЕФОН: 97 42 49 доб. 1574, 97 42 40 доб. 1503

направленность (профиль) Международные отношения: Балтийский регион в пространстве истории и культуры

кафедра Всемирной истории и международных отношений https://portal.novsu.ru/dept/27379743/ ТЕЛЕФОН: 97 42 44 доб. 1562

Согласно заключению комиссии по аккредитационной экспертизе НовГУ  имени Ярослава Мудрого, проведенной с 19 марта по 17 апреля 2018 года, содержание и качество всех направлений подготовки Гуманитарного института признаны полностью соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам

 Историю гуманитарного образования в России и на Новгородской земле мы с полным основанием ведём от первых упоминаний о распространении просвещения в древнерусских источниках. К сожалению, в обиходе часто используют словосочетание «точные науки» по отношению к естественно-научному блоку дисциплин, закрепляя стереотип, что гуманитарное знание – неточное, незаслуживающее уважения и не требующее высокой квалификации и многолетнего образования.

На самом деле, вся средневековая наука, по сути, была гуманитарной, поскольку, начиная с древнегреческой античности, «образование не предполагало знакомство с конкретными занятиями и лишь учило говорить, писать, размышлять, владеть своим телом. То есть образование сводилось к воспитанию определенных качеств или свойств личности». В Новое время, начавшееся в России с Петровских реформ, с вопроса о месте человека как объекта исследования расширяются пределы научного знания. «Лишь развитие естественных наук, вызвавшее появление «навигацких» школ, технологических и политехнических институтов (Россия), высших инженерных школ (Франция) и технических университетов (Германия, США, в наше время – Англия), отделило гуманитарное образование от естественнонаучного и инженерного».

Таким образом историю гуманитарного образования на Новгородской земле мы с полным основанием ведём с первых достоверных упоминаний о распространении просвещения в древнерусских источниках. После принятия православия в Новгороде быстро стало развиваться книжное дело. Христианам необходим был не только храм, но и богослужебные книги. Обучением грамоте занимались священнослужители, книжники, деяния которых отражены в летописях, хронографах, житиях и народных преданиях. Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин повелел некоему Ефрему при Софийском соборе обучать «учению книжному». Софийская первая летопись сообщает под 1030 годом об учреждении Ярославом Мудрым в Новгороде школы для детей «старост и попов», числом в 300 человек, «учити книгом».

Первая достоверная дата основании монастыря в Новгороде относится к деятельности Антония Римлянина. Согласно его Жития, он приплыл в Новгород на камне и в 1106 основал монастырь, построив в нем деревянный храм. Фактически, с этого времени мы можем отсчитывать непрерывную историю образования и науки, ведущую напрямую к Гуманитарному институту НовГУ. Новгородская первая летопись говорит, что уже в 1117 году игумен Антоний заложил каменный храм Рождества Богородицы, который и сегодня могут видеть и посещать наши студенты. 

Преподобный Антоний в основанном им монастыре быстро собрал вокруг себя братию, которая не только молилась, но переводила и переписывала книги, постигала всевозможные науки того времени. Выдающимся насельником этой древнейших из русских обителей был младший современник Антония Кирик. Его познания и интересы отличались многосторонностью. Он стал автором самого древнего русского математического сочинения 1136 года «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». В нем Кирик посчитал, сколько месяцев, недель, дней и даже часов прошло от «сотворения мира» до года, в котором написано сочинение. Он хорошо разбирался в математических вычислениях, действиях с дробями, в астрономии. В его сочинениях разбирались вопросы канонического права и практики его применения. Он был чрезвычайно образованным человеком и его с полным правом можно назвать замечательным педагогом, предугадавшим основные принципы современной дидактики: системности, последовательности, наглядности и прочности. Это явно прослеживается в структуре и содержании «Учения о числах», имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на сознательное, самостоятельное усвоение и практическое применение полученных знаний в реальной жизни. Двадцатишестилетний монах был не только математиком, астрономом, но и историком. Вероятно, он участвовал в создании одной из Новгородских летописей, по поручению епископа Нифонта, составив 1136 году летописный свод. Самым необычным его сочинением стало «Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту» - длинный список вопросов, на самые разные темы, касающиеся веры и спасения души.

С появлением в Новгороде одного из братьев Лихудов можно говорить о появлении здесь европейских традиций образования. Закончив Падуанский университет, Лихуды привозят в Новгород не только свои конспекты, библиотеку, но и методику преподавания. Их школа, основанная в 1706 году, стала архиерейской и переехала из кремля в Антоново. Очевидно, их педагогическое и методическое наследие повлияло на развитие Новгородской духовной семинарии, открывшейся в Антоново в 1740 году по Указу Анны Иоанновны. Не только книжное собрание Лихудов, но и библиотека Феофана Прокоповича, а также других выдающихся деятелей отечественной истории того периода стали фундаментом и содержанием развития гуманитарного образования и науки в Антоново и Новгороде.

Новгородский институт народного образования, открытый 1 октября 1919 г., территориально находился в стенах семинарии, в Антоново. Переименованный в 1922 г. в Практический институт народного образования, он вобрал в себя две учительские семинарии, существовавшие еще до революции, а также Седлецкий учительский институт Люблинской губернии, эвакуированный в Новгород в 1917 г. из Польши. Соответственно традиции гуманитарного образования в Новгородском университете восходят также к истории учительской семинарии, основанной в 1900 г. В 1923 г. Практический институт народного образования стал Новгородским педагогическим техникумом, в составе которого было политико-просветительское отделение.

Далее гуманитарное знание и образование развивалось в рамках исторического факультета и факультета русского языка и литературы Новгородского государственного педагогического института, который был преобразован в педтехникум в 1932 г. После реорганизации в 1934 г. в учительский институт в нем остались как раз эти два факультета. В 1953 г институт был преобразован в педагогический, при этом сохранив исторический и филологический факультеты, и разместился в восстановленном после войны дореволюционном здании Новгородской семинарии. В 1956 г. исторический и филологический факультеты объединили в один. В 1961 г. в институте был открыт факультет иностранных языков, а в 1962 г. – факультет общественных профессий, позволявший будущим учителям получить за время учебы вторую специальность. В 1993 году Новгородский педагогический институт, объединившись с Новгородским политехническим институтом, выросли в Новгородский университет, в составе которого 3 сентября 1996 г. был создан Гуманитарный институт.

 

В Гуманитарном институте на 1 сентября 2023 года числилось:

878 обучающихся: 730 СТУДЕНТОВ, 116 МАГИСТРАНТОВ, 32 АСПИРАНТА

91 сотрудник: 61 преподаватель: 9 профессоров, 17 докторов наук, 45 кандидатов наук, 32 доцента

   

Институт расположен в живописном месте на берегу р. Волхов на территории бывшего Антониева монастыря, основанного в XII в. Исторические корни гуманитарного образования в Великом Новгороде уходят в начало XVIII в., когда в 1706 г. по предложению новгородского митрополита Иова, сподвижника Петра Великого в деле просвещения России, была открыта греко-славянская школа, главами которой были известные просветители иеромонахи братья Лихуды – Иоанникий и Софроний.

   

Среди выпускников греко-славянской школы, а затем, Новгородской духовной семинарии, перенявшей в 1740 г. эстафету гуманитарного образования, множество славных имен, прославивших Россию своими делами на ниве науки, образования, государственной службы - ученый-энциклопедист, первый российский академик В.Е. Адодуров; М.И. Шеин - первый российский профессор анатомии Академии наук; известный русский философ и просветитель Тихон Задонский; ректор Петербургского университета, доктор философии М.И. Владиславлев; знаток русской словесности О.Н. Павлинский и многие другие.

 

Информацию опубликовал: Крапчунов Даниил Евгеньевич, 19.01.2024 19:01:18
Ответственный за информацию: Крапчунов Даниил Евгеньевич

Публикации подразделения

Загрузка...

Объявления

Истории успеха

Илья Анатольевич Мищенко

Управляющий директор, Переводческая компания Литерра, г. Санкт-Петербург

Факультет: Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации, кафедра английского языка

Выпуск: 2004