При подготовке специалистов лесного хозяйства большое внимание уделяется закреплению теоретических знаний на учебных, комплексных, производственных и преддипломной практиках. Часть практик проводится на учебных объектах на природе, которые представлены полигонами, пробными площадями, специальными маршрутами. Не менее важное значение предается участию студентов в научно-исследовательской работе. По основным направлениям лесохозяйственных исследований опытные объекты также обычно представляют собой опытные участки, пробные площади, заложенные в лесу, на лесокультурных площадях, в питомниках и т.д. Таким образом, совокупность учебных и опытных объектов является неотъемлемым атрибутом практического направления учебного процесса.
Учебные объекты представлены комплексом постоянных и временных пробных площадей в участках лесного фонда. На пробных площадях и территории лесного питомника, на лесосеменных объектах и в генетическом резервате (Ермолинское участковое лесничество) проводятся учебные практики по таксации, лесоведению и лесоводству, лесовосстановлению, основам лесного хозяйства. На основе учебных и опытных объектов формируются экологические тропы и специальные маршруты. Система учебных и опытных объектов представлена насаждениями различного состава, возрастной структуры, полноты и продуктивности, древостоями с выполненными в них хозяйственными мероприятиями, непокрытыми лесом лесными землями, нелесными землями. Это позволяет рассматривать ее как основу для создания базы данных для последующего использования не только в качестве полигонов для обучения будущих инженеров лесного хозяйства и исследовательской работы, но и как тест-объектов (насаждений, для которых наземным способом инструментально определены таксационные показатели), например, для дешифрования материалов аэрофотосъемки и космической съемки.
Лес - это главная лаборатория лесовода. На учебных и опытных объектах проводятся конкретные лесоводственные и таксационные исследования, на основе которых выполняется дипломное проектирование, под-готавливаются аспирантские работы. Материалы повторных перечетов на постоянных пробных площадях и специальные исследования позволяют осуществлять мониторинг за состоянием и продуктивностью лесных экосистем, оценивать динамические процессы. Тематика исследовательских работ обширна и включает вопросы лесозащиты, повышения продуктивности и устойчивости насаждений, оценки естественного возобновления, рубок в спелых насаждениях, рубок ухода и т.д. По сути, на отдельных познавательных и специальных маршрутах учебные и опытные объекты представляют собой экспозиции под открытым небом.
Тесная связь кафедры с отделами комитета лесного хозяйства Новгородской области - лесничествами позволяет использовать в учебном процессе такие уникальные объекты, как приусадебная роща академика Н.И.Железнова, созданная в конце 19 столетия на северном склоне Валдайской возвышенности, постоянные пробные площади, заложенные под руководством профессора Гумана В. В.