07.11.2012 Большой рывок (газета «Новгородские ведомости» от 19.10.2012)
Первые две недели октября я провела в Риге по программе «Эразмус Мундус: окно в европейское сотрудничество». В рамках своего визита посетила факультет социальной коммуникации Латвийского университета, общалась с его преподавателями, наблюдала за студентами и, несомненно, сравнивала. На факультете, куда я приехала в качестве гостя и исследователя, возникшем в 2000 году, сегодня обучаются полторы тысячи студентов, большая часть — платники. Разговоры про перепроизводство гуманитариев и в Латвии, оказывается, популярны, но не подтверждаются цифрами — нет на бирже труда зарегистрированных безработных выпускников факультета. Стоимость обучения сопоставима с сегодняшней нашей. Сегодня здесь есть четыре направления бакалавриата — политология, коммуникация, где учат журналистов; социология (декан называет ее «кормилицей факультета» — по самому большому количеству платных студентов) и библиотечное дело. Собственно, создать такой факультет — моя давняя идея, видимо, витавшая в воздухе на постсоветском пространстве. Может показаться, что библиотечное дело сюда не очень вписывается, но когда я пришла в библиотеку факультета, подумала иначе. Мне показали хранилище со шкафами, одним нажатием кнопки передвигающимися по рельсам, потом процесс выдачи книг — максимально компьютеризированный. Студент, сидя дома, ищет книгу в базе библиотеки на сайте университета, потом заказывает ее, в хранилище приходит талончик с фамилией студента и названием заказа. Книгу находят и отвечают по электронной почте студенту, что он может ее забрать в течение трех дней. Про карточки и записи шариковой ручкой, про деревянные ящички картотеки здесь давно забыли — всё в электронном виде. Вы уже догадались, что библиотекари — это не бабушки-пенсионерки, а шустрые молодые девушки, которые закончили этот факультет и владеют всеми навыками электронной коммуникации. В общем и целом университет поражает своим техническим оснащением, в этом плане он немного впереди НовГУ. Однако, думается мне, не на это в первую очередь надо обращать внимание, в особенности нашим студентам! Программа «Эразмус Мундус» очень известна и пользуется популярностью среди универсантов. Это и неудивительно: латышские дипломы признаются в Европе, и студенты в большинстве своем владеют английским свободно. Поэтому для них не представляет труда писать заявки на программу и на английском учиться в любой европейской стране. Сейчас Латвийский университет имеет больше 40 договоров с иностранными вузами по обмену студентами, шесть курсов только на факультете преподается на английском для студентов, приехавших в Ригу по «Эразмус Мундус». Более 30 студентов факультета обучаются сейчас в разных странах по этой программе. Мне трудно сравнивать качество знаний наших студентов и латышей, я ведь их не тестировала, но одно бесспорно: студенты в прибалтийских странах более мобильны. Отчасти, конечно, из-за безвизового режима с Европой, но и от того, что все знают минимум три языка: помимо родного, на котором ведется преподавание, они свободно говорят по-английски; подавляющее большинство знают русский и часто еще какой-нибудь европейский. Без этого в условиях пребывания страны в ЕС не только трудно получить высшее образование, но и трудоустроиться, особенно в сферах коммуникации и услуг. А быть частью Европы, соответствовать передовым ее странам технологически и образовательно — это неоспоримое желание латвийской интеллигенции. А вот наша российская самодостаточность играет с нами злую шутку. Иногда, когда я предлагаю студентам пробовать писать заявки на международные программы обучения, встречаю сетования о незнании английского и даже недоумение: зачем? Не хотелось бы эксплуатировать пушкинское про леность и отсутствие любопытства, но напрашивается. Ведь иногда даже уязвленное национальное самолюбие помогает и горы свернуть, и соответствовать, и резко развиваться. Пресса о нас |