14.01.2013 В начале было слово (газета «Новгородские ведомости» от 21.12.2012)
Этим мероприятием завершалось проведение кустовых совещаний, которые уже состоялись в Старой Руссе, Боровичах, и в них участвовали представители близлежащих районов. Совещания были посвящены не только анализу одной из самых актуальных проблем в АПК — обеспеченности кадрами, но и выработке мер по привлечению в аграрные учебные заведения выпускников школ. Ищущий да обрящет — Наш район сегодня полностью обеспечен специалистами, — бойко доложила Светлана ТАРАКАНОВА, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Маловишерского района. — Правда, сельхозпредприятий у нас немного... Но мы сейчас работаем на перспективу, думаем о том, что немало специалистов нам потребуется через пару лет. Связано это в первую очередь с реализацией в Маловишерском районе значимого не только для района, но и области инвестиционного проекта по выращиванию шампиньонов. Агрономы, инженеры-механики, технологи по переработке потребуются не только в основные цеха, но и на выращивании клубники, которым здесь тоже займутся. Кроме того, будет налажена переработка урожая. Это не единственное сельхозпредприятие, которое сможет оживить экономику района. Наконец-то решился вопрос с печально известной «Вишеркой». Сюда пришел солидный инвестор, в его планах — построить современный молочный комплекс. О себе заявил и агрохолдинг «Пулковский». Он будет строить в Маловишерском районе комплекс по откорму свиней, в настоящее время ведется оформление земли в собственность агрохолдинга. — Не получится так, что эти предприятия построят, а агрономов, зоотехников, механиков для работы не окажется? — обращаюсь к Светлане Таракановой. — Чтобы этого не произошло, наш комитет совместно с работодателями начал профориентационную работу в школах. Мы встречаемся с учащимися старших классов, их родителями и рассказываем им о перспективах развития района, какие специалисты востребованы на селе. — Но это делалось и в прошлом, и в позапрошлом году, а выпускники так и не шли учиться в сельхозинститут... — Сегодня картина совсем другая. Благодаря проводимой нами работе девять ребят, которые весной заканчивают среднюю школу, изъявили желание поступать на аграрные специальности в наш сельскохозяйственный институт. С ними и родителями постоянно поддерживаем связь, намечены встречи с работодателями, посещение сельхозпредприятий. С ними будем работать не только до зачисления в сельхозинститут, но и в период учебы. В ходе обсуждений на прошедших кустовых совещаниях было предложено в кадровый резерв АПК области включать одарённых, наиболее подготовленных студентов, заканчивающих сельхозинститут НовГУ. Это для них станет хорошим стимулом и заинтересует остальных студентов проявлять себя, а у АПК пополнится резерв перспективными специалистами Директор института Анна Козина, участвовавшая в работе всех кустовых совещаний, довольна. По ее словам, эти мероприятия в немалой степени оживили профориентационную работу в школах, уже есть немало желающих поступать на аграрные специальности в наш сельхозинститут. Это важно, считает Анна Козина, и добавляет, что в этом году ни один выпускник средних школ Батецкого, Демянского, Поддорского, Холмского, Шимского и ряда других районов не изъявил желания учиться в нашем институте. В какой-то мере это можно объяснить стремлением ребят учиться в столичных вузах, там, дескать, получишь более прочные знания. Но далеко не все столичные вузы, их филиалы могут такие знания дать. Что касается Новгородского университета, куда входит Институт сельского хозяйства и природных ресурсов, то он в рейтинге занимает 44-е место среди 250 госбюджетных вузов страны. Выпускники нашего сельхозинститута успешно работают на руководящих должностях, их приглашают на ведущие сельхозпредприятия в соседние регионы. Что в Новгороде можно выучиться на хорошего агронома, зоотехника, технолога, подтверждает тот факт, что к нам поступают учиться из многих регионов страны. Есть предложение! — В нашем районе намечена реализация ряда крупных инвестиционных проектов, — сказала Елена Николаевна. — И мы как патриоты парфинской земли заинтересованы в том, чтобы выпускники наших школ получали сельскохозяйственные специальности и возвращались в район работать. Сегодня я приехала с конкретным предложением, как организовать эту работу эффективнее. В чем его суть? Елена Леонтьева в качестве первого пилотного проекта предлагает на базе Парфинской и Полавской общеобразовательных школ организовать дистанционное обучение учеников 10–11 классов, изъявивших желание поступать учиться на аграрные специальности в наш сельхозинститут. Для такого обучения данные школы оснащены компьютерами, подключенными к Интернету, а имеющиеся компьютерные программы позволят собиравшимся у мониторов ученикам слушать лекции, получать консультации преподавателей сельхозинститута, задавать им интересующие вопросы. — Такие занятия целесообразно было бы проводить по субботам и по таким предметам, как химия, биология, так как они являются профилирующими при поступлении на аграрные специальности, — говорит Елена Леонтьева. — В чем выгода от такого дистанционного обучения? Во-первых, это наиболее доступный и притом менее затратный способ повысить знания учащихся по данным предметам. Во-вторых, устанавливается и крепнет связь ребят с сельхозинститутом. — Не боитесь, что кто-нибудь из выпускников, углубив свои знания благодаря чтению таких лекций, консультаций, потом поедет поступать в вуз Санкт-Петербурга или Москвы? — Чтобы подобное не происходило, все это мы предлагаем обсудить и в соглашении, которое предлагается подписать руководством сельхозинститута, нашим отделом образования, и в обязательном порядке к нему подключить работодателей, все прописать, оговорить. Я считаю, что главное — начать проводить эту работу. В ходе ее выполнения появятся предложения, замечания, которые в процессе станем решать. Руководство Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ предложение отдела образования Парфинского района поддержало. Решено после новогодних каникул встретиться и обсудить конкретные шаги по его выполнению. В первую очередь, как считает Анна Козина, необходимо создать нормативную базу этого соглашения, определить обязанности и ответственность сторон, а потом подписывать соглашение. После этого можно в базовых школах Парфинского района приступать к формированию групп из учащихся девятых классов, которые пожелают поступать в сельхозинститут, а с 1 сентября будущего года можно начать и само дистанционное обучение.
— Проведенные совещания, состоявшиеся встречи учеников старших классов, их родителей с работодателями — это только начало той большой работы, которую мы намерены проводить по подготовке аграрных специалистов, их закреплению в сельском хозяйстве нашей области. Но даже эти мероприятия принесли ощутимый результат: в ходе общения с ребятами 41 из них изъявил желание будущим летом поступать учиться на агрономов, зоотехников, технологов, инженеров-механиков. С этими учащимися сельхозорганы в районах, наш сельхозинститут поддерживают связь. Но на этом профориентационная работа не заканчивается. Планируем встречи ребят с руководителями хозяйств, будут организованы их поездки на передовые сельхозпредприятия области, чтобы школьники воочию смогли убедиться, как развивается АПК нашего региона, что молодых специалистов ждут на селе новые производства с современными технологиями. Мы также объясняем школьникам, что у них после окончания вуза есть возможность для дальнейшего роста. В АПК области создан кадровый резерв в количестве 52 человек из числа хорошо проявивших себя специалистов в возрасте до 35 лет. С этим резервом ведется постоянная работа, и до пяти процентов из этого состава ежегодно выдвигаются на более высокие должности. В ходе обсуждений на прошедших кустовых совещаниях было предложено в кадровый резерв АПК области включать одарённых, наиболее подготовленных студентов, заканчивающих наш сельхозинститут. Это для них станет хорошим стимулом и заинтересует остальных студентов проявлять себя, а у АПК пополнится резерв перспективными специалистами. Пресса о нас |