Подсказка

Уважаемые преподаватели и сотрудники!

На этой странице Вы можете разместить учебные материалы и документы.

Размещаемые здесь материалы и документы являются либо персональными, либо кафедральными, либо институтскими и не контролируются (в отличие от УМК) управлением образовательной деятельностью.

Здесь Вы можете размещать то, что считаете нужным для своей работы.

Подробнее...

Документы подразделения

Редакционно-издательский отдел

Информация о подразделении...
Вернуться к списку подразделений...
Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2013 / №74 Т.2
Название документа Описание Размер
Алексеева О.В. Художественное развитие младших школьников УДК 373.31 А л е к с е е в а О. В. Художественное развитие младших школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.4-6. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: художественное развитие, младшие школьники, развитие ребенка в образовательном процессе В статье формулируется определение художественного развития младших школьников. Новым является выделение пяти основных направлений художественного развития при обучении изобразительному искусству в начальной школе. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 373.31 A l e k s e e v a O. V. Developing children’s artistic talent in primary school // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.4-6. The reference list 9 items. K e y w o r d s: development of art skills, primary school pupils, child development in the educational process The definition of the artistic development of primary school pupils is given in the paper. Five new basic branches of artistic development in primary school, in the process of visual arts teaching, are described. 375 КБ
Анфимова Е.Б. Дидактический синквейн как многофункциональный инструмент в работе преподавателя университета УДК 378.147 А н ф и м о в а Е. Б. Дидактический синквейн как многофункциональный инструмент в работе преподавателя университета // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.7-9. Библиогр. 5 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: дидактический синквейн, бакалавры, дизайн, образование Дидактический синквейн стал распространенной формой работы в учебных заведениях различного уровня. В статье раскрыта универсальность синквейна в контексте дидактических и исследовательских задач преподавателя, рассмотрены методы и основные результаты его применения в условиях подготовки бакалавров дизайна в университете. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.147 A n f i m o v a E. B. Didactic cinquain as a multi-purpose tool for teachers at university // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.7-9. The reference list 5 items. K e y w o r d s: didactic cinquain, bachelor degree, design, education The didactic cinquain has become a common way of teaching in educational institutions of different types. The article reveals the universality of the cinquain in the context of didactic and research tasks of teachers, the methods and the main results of cinquain application in the education program for a Bachelor Degree in Design at the university. 345 КБ
Архиреева Т.В. Результаты лонгитюдного исследования развития креативности в младшем школьном возрасте УДК 159.922.7 А р х и р е е в а Т. В. Результаты лонгитюдного исследования развития креативности в младшем школьном возрасте // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.74-78. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: креативность, младший школьный возраст, развитие В статье представлены результаты лонгитюдного исследования динамики развития креативности детей младшего школьного возраста. Развитие креативности в младшем школьном возрасте происходит неравномерно. В период между первым и вторым классом положительной динамики не выявлено, но со второго класса начинается период активного развития дивергентного мышления. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.922.7 A r k h i r e e v a T. V. The results of longitudinal study on development of creativity in primary school children // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.74-78. The reference list 3 items. K e y w o r d s: creativity, primary school age, development The article presents findings from the longitudinal study devoted to the dynamics of development of creativity in primary school children, which is uneven at this age. Any positive dynamics in the period between the first and the second grade has not been identified, whereas the period of active development of divergent thinking abilities starts from the second grade. 357 КБ
Беляева М.И. Принципы и условия реализации педагогического потенциала корпоративной культуры вуза УДК 378.1 Б е л я е в а М. И. Принципы и условия реализации педагогического потенциала корпоративной культуры вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.9-12. Библиогр. 2 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: корпоративная культура вуза, педагогический потенциал, организационно-педагогические условия В статье рассмотрена модель реализации педагогического потенциала корпоративной культуры вуза, раскрыты принципы, условия, критерии и результаты его успешной реализации. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.1 B e l y a e v a M. I. Principles and conditions of implementation of the university corporate culture pedagogic potential // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.9-12. The reference list 2 items. K e y w o r d s: university corporate culture, pedagogic potential, organizational and pedagogical conditions The article presents a model of how pedagogic potential of university corporate culture may be realized; it focuses on the principles, conditions, criteria, and the results of its successful implementation. 384 КБ
Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты УДК 371.11 Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.19-22. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: образовательная организация, маркетинг, маркетинговая деятельность, социальный и экономический эффект В статье рассмотрена проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации, сущность социальных и экономических критериев, обоснована актуальность маркетингового подхода к управлению образовательной организацией, профессионально-маркетинговой компетентности руководителя и коллектива. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 371.11 D o n i n a I. A. Assessment of work efficiency of the modern general education organization: social and economic aspects // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.19-22. The reference list 9 items. K e y w o r d s: educational organization, marketing, marketing activity, social and economic effect In this article the problem of an assessment of work efficiency of the modern general education organization is considered, the essence of social and economic criteria reveals, the relevance of marketing approach to management of the educational organization and professional-marketing competence of the head and his collective is proved. 356 КБ
Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе УДК 378.14 И г н а т ь е в а Е. Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.27-30. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: модель обучения, развитие, стратегия обучения В статье представлен обзор классификаций моделей обучения, сравнительный анализ моделей традиционного и развивающего обучения, стратегии обучения в вузе в современных социокультурных условиях. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.14 I g n a t’ e v a E. Yu. Analysis of the models of conventional and developmental training at the university // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.27-30. The reference list 9 items. K e y w o r d s: training model, development, training strategy The article presents a review of the training models classifications, the comparative analysis of conventional and developmental training models, the training strategy at the University in modern socio-cultural conditions. 375 КБ
Иванов Е.В. Методологические подходы к изучению феномена свободы в педагогике УДК 37.013.73 И в а н о в Е. В. Методологические подходы к изучению феномена свободы в педагогике // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.23-26. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: свобода, культура, воспитание, культурологический подход, цивилизационный подход, аксиологический подход, фрактальный подход В статье определены и раскрыты основные методологические подходы с позиции их места и роли в построении логики теоретико-исторического исследования феномена свободы как педагогического и культурного феномена. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.013.73 I v a n o v E. V. Methodological approaches to study of the phenomenon of freedom in pedagogics // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.23-26. The reference list 4 items. K e y w o r d s: freedom, culture, education, culturological approach, civilizational approach, axiological approach, fractal approach The paper defines and discloses the basic methodological approaches from the perspective of their place and role in building the logic of theoretical and historical study of the phenomenon of freedom as a pedagogical and cultural phenomenon. 373 КБ
Калинина С.В. Группа поддержки как метод психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья УДК 159.983 К а л и н и н а С. В. Группа поддержки как метод психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.79-81. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: дети с ограниченными возможностями здоровья, группа поддержки, эмоциональное состояние В статье рассматривается такой метод психологического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста как группа поддержки. Описаны основные проблемы, возникающие в жизни родителей с появлением ребенка с ОВЗ, обозначены цель, задачи программы работы группы, основные этапы, фазы цикла занятий. Приведены занятия, примеры упражнений, включенных в программу. Показана эффективность программы. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.983 K a l i n i n a S. V. Support group as a method of psychological follow-up of parents bringing up children with disabilities // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.79-81. The reference list 8 items. K e y w o r d s: children with disabilities, support group, emotional state The paper presents the program of support for parents who have children with disabilities of preschool and primary school age. The article describes basic problems which arise in the lives of parents with delivery of a child with disabilities, identifies aims and goals of the group working program and mane phases of the sessions cycle. The session structure and examples of exercises included in the program are presented. The efficiency of the program is also shown in this article. 319 КБ
Колпакова А.Н. Организация опытно-экспериментальной работы в школе по разработке системы оценки личностных качеств подростков УДК 371.2 К о л п а к о в а А. Н. Организация опытно-экспериментальной работы в школе по разработке системы оценки личностных качеств подростков // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.31-34. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: самоактуализация, профессионализм, личность, закон, новые образовательные стандарты, мотивация, социальная компетентность, система, гуманизация В статье рассматривается проблема формирования личности в контексте современной образовательной парадигмы. Дается ссылка на документы, регламентирующие организацию процесса развития личности учащегося. Даются основные компоненты опытно-экспериментальной программы для образовательного учреждения по оценке развития личностных качеств учащихся в образовательном пространстве. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 371.2 K o l p a k o v a A. N. Organizating the system of assessment of teenager’s personal qualities development experimental work at school // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.31-34. The reference list 3 items. K e y w o r d s: self-actualization, professionalism, personality, law, new educational standards, motivation, social competence, system, humanization In this paper we describe the problem of personality’s formation in the context of modern educational paradigm, give the reference to documents regulating the organization of the process of students’ personality development and give the main components of an experimental program for estimating students’ personal qualities in educational process. 347 КБ
Комиссарова М.В. О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX - начале ХХ веков УДК 374.71 Комиссарова М.В. О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX - начале ХХ веков // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.34-36. Библиогр. 2 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: просвещение, музыкальное просвещение, Русское музыкальное общество Одним из основных ценностных ориентиров общества является проблема развития личности, её духовное и нравственное развитие, важной педагогической составляющей которого является музыкальное просвещение. В статье рассматривается становление и воспитательное значение музыкального просвещения в России во второй половине XIX - начале ХХ веков. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 374.71 K o m i s s a r o v a M. V. On the musical enlightenment in Russia in the latter half of the 19th century and in the early 20th century // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.34-36. The reference list 2 items. K e y w o r d s: enlightenment, musical enlightenment, Russian musical society One of the basic axiological points of the society is the problem of personality development. An important pedagogical component of its intellectual and moral development is musical enlightenment. The article deals with the formation and pedagogical significance of the Russian musical enlightenment in the latter half of the 19th century and in the early 20th century. 343 КБ
Кукушкина А.Г. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям у студентов высших учебных заведений УДК 37.061 К у к у ш к и н а А. Г. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям у студентов высших учебных заведений // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.36-40. Библиогр. 6 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: воспитание уважительного отношения к пожилым людям, нравственное воспитание, межпоколенные отношения, эйджизм, воспитательная работа в высшем учебном заведении В статье находит отражение проблема дистанцированности поколений. Проанализирована роль образовательных учреждений в гармонизации межпоколенных отношений. Дана попытка определить направления, методы и формы воспитания уважительного отношения к старшему поколению в условиях высшего учебного заведения. Представлено описание экспериментального исследования воспитания уважительного отношения к старшим средствами народной педагогики в рамках работы этнопедагогической научной ассоциации студентов. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.061 K u k u s h k i n a A. G. Instilling of respect for elderly people in higher education institutions // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.36-40. The reference list 6 items. K e y w o r d s: instilling of respect for elderly people, moral education, inter-generational relationships, ageism, morale building activities in higher education institutions In this article the problem of inter-generational social distance is considered. The author analyses the role of educational institutes in development of harmonious inter-generational relationships, showing possible ways, methods and forms of morale building activities in the educational process. The description of experimental work in students’ scientific society is given, proving the potential of ethno-pedagogical means in instilling of respect for elderly people. 358 КБ
Луков М.Ю. Автономия личности как предпосылка принятия мужчинами отцовской роли УДК 159.9 — 055.52(045) Л у к о в М. Ю. Автономия личности как предпосылка принятия мужчинами отцовской роли // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.82-85. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: автономия, отцовство, самодетерминация, мотивация В данной статье производится краткий обзор взглядов на проблему автономии личности с точки зрения различных психологических подходов. Также рассматриваются современные мнения по проблеме отцовства. Производится попытка проследить связь между личностной автономией и принятием мужчинами отцовской роли. Делается вывод о том, что к отцовству наиболее подготовлены внутренне мотивированные мужчины. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.9 — 055.52(045) L u k o v M. Yu. Personal autonomy as a factor of paternal role taking // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.82-85. The reference list 9 items. K e y w o r d s: autonomy, fatherhood, self-determination, motivation In this paper a brief overview of views on the issue of personal autonomy in terms of various psychological approaches is given. The article also considers modern opinions on the issue of fatherhood. An attempt to trace the connection between personal autonomy and paternal role taking is made. It is concluded that internally motivated men are the most prepared for fatherhood. 360 КБ
Мигунова Е.В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов УДК 373.2 М и г у н о в а Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.40-43. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: дошкольное образование, модернизация, взаимодействие, современные проблемы российской семьи В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования в условиях глобальных вызовов образованию, касающиеся, главным образом, организации продуктивного взаимодействия с родителями, обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается необходимость акцентировать внимание при модернизации дошкольного образования на интересы основных участников образовательного процесса – родителей, детей как непосредственных потребителей образовательных услуг, и педагогов. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 373.2 M i g u n o v a E. V. Modernization of preschool education in the conditions of global challenges // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.40-43. The reference list 4 items. K e y w o r d s: preschool education, modernization, interaction, present problems of the Russian family The article considers the main problems in the sphere of preschool education in the conditions of global challenges to the education, mainly concerning the organizing of effective interaction with parents, renovating of preschool education and improvement of professional activity of teachers in preschool educational institutions. The need to focus attention at modernization of preschool education according to the interests of the main participants of educational process – parents, children as the direct consumers of educational services, and teachers, is especially emphasized. 354 КБ
Моисеева А.А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека УДК 159.9.001.5 М о и с е е в а А. А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.85-88. Библиогр. 13 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: социальная желательность, монотематический текст, контент-анализ, личность, альтруистическая направленность, социально значимое поведение В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического анализа применения метода пословиц в исследовании психики и личности человека, оцениваются возможности данного метода в преодолении феномена социальной желательности. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.9.001.5 M o i s e e v a A. A. Psychological potential of the method of proverbs in the investigation of human mind and personality // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.85-88. The reference list 13 items. K e y w o r d s: social desirability, monothematic text, content-analysis, personality, altruistic orienta-tion, socially significant behavior The results of theoretical and empirical analysis of using the method of proverbs in the in-vestigation of human mind and personality are discussed and the potential of using this method in overcoming the social desirability phenomenon is estimated. 326 КБ
Моторин А.В. Духовный смысл православного воспитания УДК 37.017.93 М о т о р и н А. В. Духовный смысл православного воспитания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.44-47. Библиогр. 15 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: Православие, духовность, просвещение, воспитание, педагогика, искусство, детство В статье раскрыты духовные основания и педагогические возможности православного метода воспитания в его историческом становлении. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.93 M o t o r i n A. V. Spiritual significance of orthodox education // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.44-47. The reference list 15 items. K e y w o r d s: Orthodoxy, spirituality, enlightenment, education, pedagogics, art, childhood The article shows the spiritual foundations and educational opportunities of the orthodox method of education in its historical development. 351 КБ
Никитина Н.И. Земские школы Новгородской губернии УДК 37.017.93 Н и к и т и н а Н. И. Земские школы Новгородской губернии // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.48-51. Библиогр. 12 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: общественно-педагогическое движение, земская школа, подготовка учителя начальной школы, учительская семинария В статье рассматриваются вопросы становления и развития земской школы (начальной народной школы) в Новгородской губернии во второй половине XIX века. Анализируются условия их появления, вопросы содержания образования, подготовки учителей для земской школы. Раскрывается роль земской школы в экономическом и социальном развитии страны. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.93 N i k i t i n a N. I. Zemstvo’s schools of Novgorod province // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.48-51. The reference list 12 items. K e y w o r d s: socio-pedagogical movement, Zemstvo’s school, training of teachers for primary schools, teacher's Seminary In this article the problems of formation and development of Zemstvo’s school (elementary public school) in Novgorod province in the latter half of the 19th century аге discussed. The conditions of the school appearance, issues of education and training of teachers for such schools are analyzed. The author reveals the role of the Zemstvo‘s school in economic and social development of the country. 353 КБ
Новикова Я.В. Развитие визуальной культуры дизайнеров в процессе обучения УДК 378.147 Н о в и к о в а Я. В. Развитие визуальной культуры дизайнеров в процессе обучения // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.51-54. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: визуальная культура, обучение дизайнеров, методы профессиональной подготовки Статья посвящена изучению вопросов профессиональной подготовки дизайнеров. Автор исходит из того, что значительную роль в процессе обучения студентов творческих специальностей играет визуальная культура. Основываясь на результатах теоретического анализа научной и специальной литературы, автор описывает ряд методов, способствующих развитию профессионального уровня визуальной культуры, а также приводит результаты их экспериментальной апробации. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.147 Novikova Ya.V. Development of the visual culture of designers in process of training // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.51-54. The reference list 8 items. K e y w o r d s: visual culture, training of designers, methods of professional training The article is devoted to the studying of problems of designers’ professional training. The author assumes that the visual culture plays a significant role in training of students of creative professions. Basing on the results of theoretical analysis of scientific and special literature, the author describes several methods promoting development of professional level of visual culture, and also gives the results of their experimental testing. 350 КБ
Орлова Г.А. Методические дисциплины в современной подготовке учителя начальных классов УДК 378.147 О р л о в а Г. А. Методические дисциплины в современной подготовке учителя начальных классов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.54-56. Библиогр. 7 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: педагогическое образование, методы обучения, системный подход, интеграция В статье представлен анализ развития учебного предмета «Методика преподавания» в конце XX и в начале XXI века. Описано усиление интегративной функции методики в педагогическом образовании на основе системного подхода в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.147 O r l o v a G. A. Methodical subjects in modern training of elementary school teachers // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.54-56. The reference list 7 items. K e y w o r d s: pedagogical education, methods of teaching, system approach, integration The article presents the analysis of development of higher school subject "Methods of teaching" in the late 20th century and in the early 21st century. The author describes the improvement of integrative function in pedagogical education on the basis of the system approach in conditions of implementation of the Federal State Educational Standarts of the Higher Professional Education. 345 КБ
Петрова Е.А. Феномен психотравмы: теоретический аспект УДК 159.922 П е т р о в а Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.89-91. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: феномен психотравмы, симптом психотравмы, стресс, психологическое здоровье В последние годы проблема изучения психотравмирующих событий и их влияния на развитие и функционирование личности интересует исследователей. В научной литературе до сих пор не существует единого подхода к пониманию феномена психотравмы. Статья посвящена анализу существующих определений психотравмы и подходов в ее изучении. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.922 P e t r o v a E. A. The phenomenon of psychological trauma: a theoretical aspect // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.89-91. The reference list 4 items. K e y w o r d s: psychological trauma phenomenon, psychological trauma symptom, stress, psychological health In recent years the researchers are most interested in the problem of studying the traumatic events and their impact on the development and functioning of a person. So far there is no unified approach to understanding the phenomenon of psychological trauma in the scientific literature. This article analyzes the existing definitions of psychological trauma and the approaches to its studying. 340 КБ
Петряков П.А. Концепции образовательного менеджмента и стратегии развития вуза: взаимосвязь в теории и на практике УДК 378.14 П е т р я к о в П. А. Концепции образовательного менеджмента и стратегии развития вуза: взаимосвязь в теории и на практике // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.63-66. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: образовательный менеджмент, стратегическое планирование, стратегии развития вуза, критерии эффективной стратегии развития университета В статье рассматривается взаимосвязь концепций образовательного менеджмента, представленных в отечественной и зарубежной педагогике, и стратегий развития вуза. Раскрываются критерии эффективности стратегии развития современного университета. Приводятся данные эмпирического исследования, проведенного в университетах стран СНГ, об использовании концепций образовательного менеджмента в стратегическом развитии вуза. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.14 P e t r y a k o v P. A. The concepts of educational management and strategies of the university development: interconnection in theory and in practice // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.63-66. The reference list 3 items. K e y w o r d s: educational management, strategic planning, strategies of the university development, the criteria of an effective strategy of the university development The article discusses the interconnection between educational management concepts presented in the domestic and foreign pedagogy, and strategies of the university development. Efficiency criteria for the development strategy of the modern university are revealed. The article contains the data on empirical research, conducted in universities of the CIS countries, on the use of the concepts of educational management in the university strategic development. 355 КБ
Певзнер М.Н. Вузы Западной Европы в условиях конкуренции: поиск новых управленческих механизмов УДК 378.14 П е в з н е р М. Н. Вузы Западной Европы в условиях конкуренции: поиск новых управленческих механизмов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.59-62. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: «Новое общественное управление», автономия высшей школы, академические традиции, контрактный менеджмент, согласование целей В статье раскрывается сущность концепции «Новое общественное управление», получившей распространение в университетах Западной Европы. Рассматриваются основные принципы «нового общественного управления». В статье дана краткая характеристика современных инструментов управления вузами: распределение финансовых средств по результатам, контрактный менеджмент, усиление элементов соревновательности и конкуренции между вузами, расширение базы привлекаемых ресурсов. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.14 P e v z n e r M. N. Western Europe universities in a competitive environment: the search of new managerial practices // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.59-62. The reference list 4 items. K e y w o r d s: "New public management", self-regulation of higher education institution, academic traditions, contract management, goals alignment The article discusses the concept of "new public management" that has gained ground at Western Europe universities. The main principles of the "new public management" are considered. The article gives a brief description of modern university management tools: disposition of funds according to the results, contract management, increased competition between universities and growth of mobilized resources base. 351 КБ
Певзнер Д.М. Развивающий потенциал международных образовательных программ УДК 378.14 П е в з н е р Д. М. Развивающий потенциал международных образовательных программ // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.56-59. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: международная образовательная программа, развивающий потенциал, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, кросскультурная образовательная компетентность Статья посвящена раскрытию развивающих возможностей международных образовательных программ. Показано их влияние на профессионально-личностное развитие обучающихся, а также на организационное развитие вуза и повышение его конкурентоспособности на рынке научно-образовательных услуг. В качестве значимого критерия реализации развивающего потенциала международных образовательных программ автор рассматривает развитие ключевых компетенций студентов. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.14 P e v z n e r D. M. The developing potential of international academic programs // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.56-59. The reference list 3 items. K e y w o r d s: international academic program, developing potential, internationalization of higher education, academic mobility, cross-cultural educational competence The paper is devoted to the illustration of the developing capacity of international academic programs. The author shows their impact on students’ professional and personal development, as well as university organizational development together with the growth of its competitiveness in the market of educational services. The author also examines the development of key student competencies as a significant criterion for the developing potential of international academic programs. 353 КБ
Тайкова Л.В. Проблема лидерства и руководства: теоретический аспект УДК 37.08 Т а й к о в а Л. В. Проблема лидерства и руководства: теоретический аспект // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.67-69. Библиогр. 10 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: лидерство, лидер, руководство, руководитель Рассмотрены теоретический аспект возникновения лидерства, теории лидерства, представлены классификации типов лидера, выявляются сходство и различие понятий «лидерство» и «руководство». ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.08 T a y k o v a L. V. The problem of leadership and management: theoretical aspect // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.67-69. The reference list 10 items. K e y w o r d s: leadership, leader, management, head In this article the theoretical aspect of leadership origin and the leadership theories are considered. The article also presents the classifications of a leader types and reveals the similarities and differences of the concepts "leadership" and "management". 345 КБ
Тимонина О.Ю. Народное искусство в системе духовно-нравственного воспитания Древней Руси УДК 37.017.925 Т и м о н и н а О. Ю. Народное искусство в системе духовно-нравственного воспитания Древней Руси // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.69-73. Библиогр. 16 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: духовность, духовно-нравственное воспитание, народное искусство, история педагогики России, Древняя Русь В статье показан воспитательный духовно-нравственный потенциал устного народного творчества, народного прикладного искусства, использованный в истории педагогики Древней Руси. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.925 T i m o n i n a O. Yu. Folk art in the system of spiritual and moral upbringing of ancient Russia // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.69-73. The reference list 16 items. K e y w o r d s: spirituality, spiritual and moral upbringing, folk art, the history of Russian pedagogy, Ancient Russia The article shows the upbringing spiritual and moral potential of folklore and folk crafts used in pedagogy of Ancient Russia. 360 КБ
Углова Т.В. Субъективные предпосылки удовлетворенности жизнью в период взрослости УДК 159.922 У г л о в а Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворенности жизнью в период взрослости // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.91-94. Библиогр. 5 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: удовлетворённость жизнью, базовые убеждения личности, взрослые В статье изложены результаты исследования взаимосвязи показателей удовлетворённости жизнью у взрослых с такими особенностями базовых убеждений личности, как обобщённое отношение к людям, благосклонность и справедливость окружающего мира, наличие и выраженность иррациональных идей и др. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.922 U g l o v a T. V. The subjective conditions of life satisfaction during adulthood // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.91-94. The reference list 5 items. K e y w o r d s: life satisfaction, basic beliefs, adults The article deals with the study results of the relationship between the life satisfaction in adults and such basic beliefs features as: generalized attitude to people, favour and fairness of the world around, the existence and severity of irrational ideas, etc. 327 КБ
Ваторопина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе УДК 37.042 В а т о р о п и н а С. В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.13-17. Библиогр. 12 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: сопровождение, сквозное психолого-педагогическое сопровождение, депривационные факторы, успешность, образовательный процесс В статье рассматривается сквозное психолого-педагогическое сопровождение в системе образования как необходимое условие для успешного психофизиологического и социально-личностного развития и предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе (от дошкольного до старшего школьного возраста). ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.042 V a t o r o p i n a S. V. Psycho-pedagogical support as a preventive measure against the influence of deprivation factors on a child in the educational // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.13-17. The reference list 12 items. K e y w o r d s: support, continuous psycho-pedagogical support, deprivation factors, success, educational process The article considers the continuous psycho-pedagogical support in the education system as a necessary condition for the success of the psycho-physiological and social and personal development and the prevention of the influence of deprivation factors on a child in the educational process (from pre-school to high-school age). 361 КБ
Вегнер К.А. Внедрение основ робототехники в современной школе УДК 372.862 В е г н е р К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.17-19. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: робототехника, информатика, Lego Mindstorms Проведен анализ внедрения основ робототехники в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Рассмотрены новые подходы в обучении школьников робототехнике, основанные на использовании конструкторов Lego WeDo, Lego Mindstorms и TETRIX. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 372.862 V e g n e r K. A. Introduction of robotics in modern schools // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology. 2013. № 74. V.2. P.17-19. The reference list 4 items. K e y w o r d s: robotics, computer sciences, Lego Mindstorms The analysis of introduction of robotics in educational institutions of secondary (complete) general education is carried out. New approaches in training students in robotics, based on the use of connects Lego WeDo, Lego Mindstorms and TETRIX, are considered. 338 КБ