Подсказка

Уважаемые преподаватели и сотрудники!

На этой странице Вы можете разместить учебные материалы и документы.

Размещаемые здесь материалы и документы являются либо персональными, либо кафедральными, либо институтскими и не контролируются (в отличие от УМК) управлением образовательной деятельностью.

Здесь Вы можете размещать то, что считаете нужным для своей работы.

Подробнее...

Документы подразделения

Редакционно-издательский отдел

Информация о подразделении...
Вернуться к списку подразделений...
Учебные материалы / Вестник НовГУ / 2008 / № 48
Название документа Описание Размер
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации УДК 376.37 А л е к с а н д р о в а Л. Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 4-6 Статья посвящена речевым затруднениям детей, воспитывающихся в ситуации полной или частичной материнской депривации. Рассматривается ранний период речевого онтогенеза. Анализируется состояние просодического оформления речевых реакций трех категорий детей: воспитанников дома ребенка, детей из патронатных и опекунских семей и детей ясельного возраста из семей, посещающих круглосуточную группу дошкольного образовательного учреждения. Приводятся данные сравнительного анализа вербально-просодических возможностей депривированных детей и детей из условий достаточной эмоциональной заботы. Библиогр. 9 назв. Табл.1. 314 КБ
Александрова С.А. Продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой УДК 371.12 А л е к с а н д р о в а С. А. Продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 7-9 Дана классификация коммуникативных барьеров, определена сущность продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса и обосновано, что организация продуктивного взаимодействия является важным условием преодоления коммуникативных барьеров в управлении школой. Библиогр. 8 назв. 294 КБ
Блинов Р.Ю. Орфография в системе обучения английскому языку УДК 801.1:802.0 Б л и н о в Р. Ю. Орфография в системе обучения английскому языку // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 10-11 Рассматриваются некоторые системные характеристики английской орфографии, подчеркивается актуальность ее изучения при овладении иностранным языком, важность знания графемно-фонемных соответствий для корректного произношения, чтения и письма. Приводится описание некоторых креативных приемов обучения английской графике и правилам орфографии. Библиогр. 3 назв. 298 КБ
Ваторопина С.В. Феномен депривации младших школьников в учебном процессе УДК 372.4 В а т о р о п и н а С. В. Феномен депривации младших школьников в учебном процессе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 12-14 Исследуются негативные ситуации, приводящие к депривации младших школьников. Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента и 8 факторов школьной тревожности, выявляющих общее внутреннее эмоциональное состояние школьника и характер тревожности, связанный со школой (тест школьной тревожности Филлипса). Библиогр. 5 назв. 283 КБ
Даржинова С.В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога УДК 371.13 Д а р ж и н о в а С. В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 14-16 Рассматривается значение и роль театра в подготовке будущего педагога, особенности художественно-творческой деятельности в содержании педагогического образования. Представлен опыт работы студенческого театра «Кураж» Калмыцкого государственного университета. Библиогр. 2 назв. 287 КБ
Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования УДК 371.388 Е р м и л и н А. И., Е р м и л и н а Е. В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 17-20 Представлен 15-летний опыт реализации программы исследовательской деятельности школьников на базе академического научно-исследовательского института. В качестве одного из основных компонентов исследовательской деятельности рассматривается научная конференция школьников, ее содержание и организационные стороны. Обоснована потребность в разработке научных оснований взаимодействия взрослых и детей в сфере науки. Библиогр. 2 назв. 386 КБ
Иванова Н.В. Развитие образовательной активности человека как теоретико-педагогическая проблема УДК 374.7 И в а н о в а Н. В. Развитие образовательной активности человека как теоретико-педагогическая проблема // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 20-22 Определены взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «активность», «образование», «образовательная активность» и «образовательная компетентность», а также методологическая основа развития образовательной активности человека и критерии образовательной компетентности человека. Библиогр. 9 назв. 282 КБ
Каплунович С.И. Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя УДК 371.132 К а п л у н о в и ч С. И. Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 23-25 Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи уровня психологической компетентности педагогов со стажем профессиональной деятельности, анализ психологической составляющей программ профессиональной подготовки в вузе и на курсах повышения квалификации, выделены проблемы и направления совершенствования этой подготовки. Библиогр. 1 назв. 278 КБ
Колпакова А.Н. Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза УДК 88.4 К о л п а к о в а А. Н. Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 67-69 Представлены результаты исследования проблемы формирования целостной творческой личности студента в педагогическом вузе. Определены возможности студентов-гуманитариев в реализации креативности как одной из составляющих элементов самоактуализации в процессе учебно-профессиональной деятельности. Рассмотрено отношение к проявлению креативности в процессе обучения как студентов, так и преподавателей. Библиогр. 4 назв. 248 КБ
Кондратова Н.А. Психологическая структура жизненного пространства личности УДК 159.922 К о н д р а т о в а Н. А. Психологическая структура жизненного пространства личности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 70-72 Раскрывается понятие жизненного пространства личности и описывается его структурная организация. Выделены два уровня, центр (ядро), периферия и граница жизненного пространства личности. На одном из уровней доминируют универсальные смысловые конструкты, такие как «свое — чужое», «близкое — далекое», «знакомое — незнакомое», «любимое — нелюбимое», на другом — смысловые конструкты, отражающие индивидуально значимые характеристики собственного мира. Библиогр. 10 назв. Ил. 2. 293 КБ
Коротких Ю.Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур УДК 37.036 (045) К о р о т к и х Ю. Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 25-28 Теоретически обоснована необходимость формирования межкультурной компетенции у старшеклассников в процессе соизучения родной и иноязычной культур. Представлена разработанная автором «Программа межкультурного воспитания старшеклассников», методы и приемы ее реализации, охарактеризованы полученные результаты. Библиогр. 4 назв. 296 КБ
Лаврикова Л.Н. Методика изучения двухступенчатого курса математики в начальной профессиональной школе УДК 372.851 Л а в р и к о в а Л. Н. Методика изучения двухступенчатого курса математики в начальной профессиональной школе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 28-30 Разработана двухступенчатая модель построения общеобразовательного курса математики для системы начального профессионального образования. Сформулированы требования к методике реализации базового и вариативного компонентов этого курса. Для ряда специальностей приведены конкретные примеры реализации предложенных требований. Библиогр. 2 назв. Ил.1. 293 КБ
Лунёв Р.С. П.Ф.Каптерев о сущности педагогического процесса УДК 37.091 Л у н ё в Р. С. П.Ф.Каптерев о сущности педагогического процесса // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 31-33 Исследуется педагогическое наследие П.Ф.Каптере-ва (1849 — 1922) — блестящего русского педагога и психолога, последователя К.Д.Ушинского, создателя единой психологически обоснованной школьной системы обучения, теории развивающего обучения. Показано значение идей Каптерева для современной педагогики. Библиогр. 9 назв. 285 КБ
Мельников В.Е. Современная система высшего технологического образования: влияние тенденций Болонского процесса УДК 371.159 М е л ь н и к о в В. Е. Современная система высшего технологического образования: влияние тенденций Болонского процесса // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 33-36 Анализируются процессы, происходящие при модернизации в системе высшего профессионального образования. Показано влияние Болонского процесса на технологическое образование студентов в вузах. Представлены основные задачи и этапы перехода на двухуровневую систему обучения при подготовке бакалавров технологического образования. Библиогр. 3 назв. 299 КБ
Мигунова Е.В. Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду УДК 378 М и г у н о в а Е. В. Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 36-38 Раскрываются организационно-педагогические условия подготовки студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду. Обоснована актуальность введения элективного курса в образовательный процесс вуза, раскрыты его содержание, связь с другими дисциплинами учебного плана. Библиогр. 6 назв. 278 КБ
Никитина Н.В. Профессиональная компетентность дошкольного работника: уровневый подход УДК 373.2 Н и к и т и н а Н. В. Профессиональная компетентность дошкольного работника: уровневый подход // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 38-40 Обосновывается необходимость реализации уровневого подхода в процессе формирования профессиональной компетентности дошкольных работников, выявляются уровни компетентности и дается их характеристика. Библиогр. 8 назв. 280 КБ
Новиков А.С. Исследование адекватности самопонимания студентов УДК 159.923.2 Н о в и к о в А. С. Исследование адекватности самопонимания студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 73-75 Введено определение адекватности самопонимания как характеристики данного процесса. Приведены эмпирические результаты исследования адекватности самопонимания студентов. Библиогр. 4 назв. Табл. 3. 300 КБ
Новикова Я.В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров УДК 378.147 Н о в и к о в а Я. В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 40-43 Рассматриваются некоторые психолого-педагогические аспекты пропедевтического подхода в дизайн-образовании. Пропедевтический подход, выделяющий начальный этап обучения, позволяет снять противоречия между специализированностью современного обучения дизайнерской деятельности и требованиями многоуровневой подготовки, в которой выделен этап бакалавриата. Библиогр. 9 назв. 291 КБ
Петренко А.А. Ведущие тенденции профессионального становления педагога УДК 371.30 П е т р е н к о А. А. Ведущие тенденции профессионального становления педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 43-45 В статье актуализируется проблема становления педагога-профессионала как субъекта развития современной сферы образования. Рассматриваются тенденции формирования его профессионализма, связанные с обогащением содержания образования, овладением личностно-ориентированными технологиями обучения, использованием информационно-коммуникационных технологий. Библиогр. 1 назв. 280 КБ
Петрова Е.А. Факторы, влияющие на формирование феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей УДК 37.015.325 П е т р о в а Е. А. Факторы, влияющие на формирование феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 75-77 Статья посвящена феномену созависимости среди специалистов социальных учреждений для детей-сирот. Выделены группы риска по развитию созависимости. Библиогр. 3 назв. Табл. 1. 274 КБ
Петунин О.В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников УДК 37.013.46 П е т у н и н О. В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 46-49 Излагаются цель, задачи и принципы разработанной автором системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников. Центральным ориентиром предлагаемой теории является образ цивилизации XXI века. Библиогр. 7 назв. 319 КБ
Попов С.А., Жукова Е.Ф., Каменкова П.А. Проектирование билингвального курса информатики УДК 378.147 П о п о в С. А., Ж у к о в а Е. Ф., К а м е н к о в а П. А. Проектирование билингвального курса информатики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 49-52 Основываясь на опыте преподавания курса информатики с элементами билингвального обучения, авторы представляют конструкцию такого курса, описывают его сложности и дают рекомендации по конструированию подобных наукоемких курсов. Библиогр. 3 назв. 296 КБ
Поровский А.Г. Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода УДК 378 П о р о в с к и й А. Г. Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 52-55 В статье раскрывается понятие и выделяются компоненты профессиональной компетенции художника-педагога, а также рассмотрен процесс ее формирования в области графического дизайна на основе использования методологии процессного подхода. Библиогр. 8 назв. Ил. 1. 349 КБ
Сметанина А.Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся УДК 37.036 С м е т а н и н а А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 56-60 Статья посвящена проблеме определения понятия «духовность» с позиций соотношения смежных гуманитарных дисциплин: теологии, психологии и педагогики. Представлена педагогическая модель использования искусства в духовном воспитании и попытка определить диагностические признаки духовно-нравственного развития учащихся. Библиогр. 8 назв. Табл. 3. 366 КБ
Смирнова Г.В. Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования УДК 377.6 С м и р н о в а Г. В. Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 60-63 Определена сущность прогимназического образования, дан сравнительный анализ опыта реализации идеи развивающего образования при проектировании программ и технологий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведено описание инновационной стратегии прогимназии, базирующейся на акмеологическом подходе. Библиогр. 5 назв. 296 КБ
Углова Т.В. Формирование толерантного отношения к другому у студентов УДК 159.9:378 У г л о в а Т. В. Формирование толерантного отношения к другому у студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 78-80 Предложен новый подход к формированию общей коммуникативной толерантности через коррекцию свойств личности. Проанализированы существующие подходы к данной проблеме в отечественной психологии. Выявлены свойства и особенности личности, провоцирующие нетерпимость. Представлены результаты апробации программы тренинга, разработанного с учетом выявленных факторов. Доказана эффективность предложенного подхода. Библиогр. 5 назв. Табл. 2. Ил. 1. 297 КБ
Филенко А.С. Психоаналитическое учение в контексте нравственного воспитания ребенка УДК 37.034 Ф и л е н к о А. С. Психоаналитическое учение в контексте нравственного воспитания ребенка // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 81-83 Впервые рассматривается роль и влияние психоанализа в процессе нравственного воспитания, а также предпринимается попытка обоснования нравственной природы психоаналитической теории. Библиогр. 9 назв. 254 КБ
Яровиков О.Б. Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания в рамках учебной деятельности студентов УДК 378 Я р о в и к о в О. Б. Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания в рамках учебной деятельности студентов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48, стр. 63-66 Раскрываются теоретические и практические основы гармонизации патриотических и поликультурных составляющих в образовательном пространстве вуза. Показана роль различных учебных дисциплин, а также студенческой мобильности в этом процессе. Особый акцент делается на использовании межкультурного диалога в патриотическом воспитании студентов на всех этапах учебного процесса. Библиогр. 7 назв. 340 КБ