Персона (ФИО, должность) |
Вопрос |
Ответ |
---|---|---|
Б.И.Селезнев, директор ИЭИС, д.т.н., профессор |
Какие проблемы в подготовке инженеров вы видите сегодня? |
Проблем, на самом деле много. Прежде всего – это падение уровня школьной подготовки, когда к нам приходят недавние школьники, не знающие элементарнейших вещей, основ. Частенько нашим преподавателям приходиться начинать курс, например, физики с самого начала. Другая проблема - распространение рыночных подходов к образованию. И еще очень серьезная проблема - несовершенство законодательной базы. Необходимо принять закон об инженерной деятельности. |
Б.И.Селезнев |
Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов? . |
Мы реально уже в течение 18 лет работаем в системе бакалавриат-магистратура, но у нас есть и специальности. То есть до сегодняшнего момента бакалавриат был как промежуточная ступень получения образования либо инженера по соответствующей специальности нашего института, либо магистра. Начиная с этого года, бакалавриат приобретает самодостаточный характер. Переход на двухуровневую систему для сегодняшних работодателей – это определенный шок. Работодатели не готовы к этому в области инженерного образования. Болонская декларация была подписана, но дело в том, что нужно разработать одновременно именно профессиональные стандарты бакалавров. В настоящее время они не являются полными. Нужно также предусмотреть для бакалавров должности в штатных расписаниях предприятий. Бакалавр представляется работодателям, как недоучившийся специалист |
Б.И.Селезнев |
Получение диплома бакалавра или магистра в российском вузе еще не означает, что инженер будет признан на международном уровне. |
Чтобы быть признанным на европейском уровне, можно получить международный сертификат евроинженера. Пока в России только несколько десятков таких инженеров – это очень высокий уровень. Перспективным для нас представляется общественно-профессиональная аккредитация наших образовательных программ, то есть не только по линии Министерства образования и науки. Здесь открывается возможность получить соответствующие сертификаты и принимать участие в крупных международных проектах, участвовать в международных конкурсах. В России уже есть конкретные примеры, когда образовательные программы прошли международную аккредитацию. Их пока не так много, как на Западе, например, но это тоже определенное достижение. Как раз в марте я принимал участие в заседании Ассоциации инженерного образования в России, которое проходило в Москве. Здесь речь в основном шла именно о международной сертификации. В частности в решении съезда Ассоциации говорится как раз о содействии разработки и принятии изменений и дополнений в Федеральные законы об образовании, науке и научно-технической политике.. |
Б.И.Селезнев |
Сейчас много говорят о том, что инженерное образование должно быть инновационным.
|
Оно может быть инновационным только при соответствующей материально-технической базе, выполнении крупных хоздоговорных работ в первую очередь с предприятиями, а также фундаментальных работ по линии Министерства образования и науки. Поскольку мы не в состоянии затрачивать десятки миллионов рублей на создание такой базы, мы используем в основном базы предприятий, которые привлекаются через различные соглашения, создание совместных центров, научных лабораторий и т.д. И студенты старших курсов там работают, проходят практику. Другого пути нет. Кроме предприятий города у нас есть десяток малых инновационных предприятий, которые созданы на базе нашего института. Кроме того, мы используем потенциал РАН, с которой у нас также созданы совместные структуры. |
Б.И.Селезнев |
У ИЭИС самый высокий уровень привлечения средств по хоздоговорам в университете. Как вам это удается? |
Это свидетельствует о высоком уровне института, о его высоком научно-техническом потенциале. Среди научных руководителей хоздоговорных НИР - 5 молодых ученых. Они руководят крупными научными проектами и одновременно преподают, передают свой опыт другим. Замечу, что они занимаются серьезными разработками, которые идут в серию, в производство по линии Министерства обороны РФ и др. |
Б.И.Селезнев |
Ежегодный выпуск инженеров в России составляет почти 200 тысяч, но только третья часть устраивается по специальности. Где «растворяются» остальные инженеры? |
Не могу говорить за другие вузы, но выпускники ИЭИС почти в 100% составе, кроме тех, кто призываются в ряды российской армии, устраиваются по специальности. Вот у меня данные последних лет наших выпусков – почти все на инженерных должностях в специализированных предприятиях в первую очередь радиоэлектронного комплекса, а также на предприятиях и организациях IT индустрии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сергей Анатольевич Капралов
начальник сектора, научно-исследовательский институт прецизионного приборостроения
Факультет: кафедра физики твердого тела и микроэлектроники, физико-технический факультет
Группа: 4031
Выпуск: 2000