Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Мы можем гордиться

Подготовила Людмила Симонова

В канун праздника наш корреспондент встретился с ректором НовГУ В.Р. Вебером и задал несколько вопросов.


- Виктор Робертович, имеете Вы какое-то отношение к армии?

- Как студент медицинского института я прошёл обязательную военную подготовку, которая длилась два года в вузе, принял присягу, получил звание лейтенанта медицинской службы, потом проходил сборы.

К окончанию института у меня набрался год воинской службы в Казахстане и в Ташкенте. В 1979 году, когда начались события в Афганистане, нас призвали, отправили в Ташкентский окружной военный госпиталь, два месяца готовили как военных врачей. Но потом отпустили: посчитали, что мы не нужны, - никто не знал, что война затянется так надолго. А потом каждый год призывали на один месяц.

Служили и оба моих брата: в сержантских школах подготовка была очень жёсткой, тогда готовили настоящих бойцов, если честно сказать. Это были воины. Тогда в армию брали всех - было стыдно не служить. Да и физически призывники в основной массе были сильными. Сейчас и идут не самые сильные, и подготовка слабее, и год службы, по моему мнению, не позволяет им стать настоящими бойцами.

Мне бы хотелось, чтобы в России была профессиональная армия, как во всём мире. У нас в стране такие попытки делаются. И хотелось бы, чтобы они успешно завершились. Воевать должны люди подготовленные, взрослые, а не дети, которые приходят со школьной скамьи. Это подсказал опыт Чечни, других "горячих" точек.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы вообще не было военных задач, чтобы ребята занимались мирным трудом. А если возникают проблемы, то ими занимались бы профессионалы.

- Вспомним, что наш разговор идёт в 23-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана.

- Ветеранов всех войн становится всё меньше. Я горжусь, что были такие ребята, которые искренне выполняли интернациональный долг. Хотя сейчас мы видим: это были напрасные потери.

Около нашего мединститута посажена аллея именных берёз, эти ребята имели бы взрослых детей и даже внуков. Мы поддерживаем контакт с их матерями, приглашаем их в институт, готовим книгу воспоминаний об этих ребятах.

Обидно за них - когда они собираются вместе, то не могут скрыть обиды: надломлены их судьбы, изранена психика, им было тяжело в этой жизни адаптироваться, а страна, которая отправляла их туда, мало поддерживает "афганцев" материально, не помнит о них. А мы можем только одно: пожелать живым здоровья, помнить о тех, кто не вернулся...

Ветераны Великой Отечественной войны - особый случай. Они пережили самые тяжёлые времена, как, например, мать моей супруги Вера Степановна: ей 89 лет, она воевала, дошла до Берлина, а теперь живёт с нами.

Университетом выпускается трёхтомник памяти ветеранов, работавших в нашем вузе, подготовленный студентами ИПТ и А.Ф. Булгаковой, - хороший подарок ветеранам и свидетельство патриотического воспитания в Политехническом институте. Это красочное издание должно выйти из печати к 9 Мая этого года.

Мы можем гордиться ветеранами Великой Отечественной и всеми, кто воевал, нашими нынешними воинами, и пожелать, чтобы ветераны получили обещанные квартиры и достойные пенсии, а я всем желаю здоровья и благополучия!

* * *

М.И. Куликов: воевал, учил и строил

Многогранность талантов бывшего ректора Новгородского педагогического института Михаила Ивановича Куликова всегда восхищала - это прекрасный организатор, историк, философ, политолог и педагог.

Рожденный в 20-е годы в тюменской деревне Большое Куликово, Михаил Иванович прошёл войну. С ее первых дней молодой лейтенант Куликов с боевыми товарищами воевал на Новгородчине у города Холм. Здесь он получил три ранения, в июне 1942 года - демобилизован по инвалидности.

В течение двадцати послевоенных лет он - партийный комсомольский руководитель в Сибири, на Северо-Востоке страны, на Чукотке и Колыме. Был одним из первых ректоров, заложивших фундамент Магаданского педагогического института. О малых народах Чукотки, к которым испытывал глубокое уважение и признательность, он рассказал в своей книге "Чукотка. Зигзаги истории малых народов Севера" (Новгород, 2002).

Педагогическая деятельность Михаила Ивановича началась в Новгороде. В середине 60-х годов Куликов возглавил ректорат Новгородского педагогического института. "Новгороду - колыбели России, негоже иметь провинциальный, на ладан дышащий вуз, - доказывал руководству Министерства просвещения Михаил Иванович. - Нельзя нам жить, гордясь лишь историей древнего города. Без науки, без образования, без настоящего мастера - учителя в новгородских школах невозможно возродить былое величие города".

За годы руководства с 1972 по 1985 годы Пединститут вырос из периферийного вуза в учебное заведение достаточно высокого уровня.

А сколько своей неиссякаемой энергии, ума, оптимизма, душевного богатства он подарил тысячам студентов, читая лекционные курсы по философии в вузах Ленинграда, Магадана, Новгорода! Его основная научная проблематика последних лет жизни была связана с методологией восходящего процесса человечества и формирования его как единой земной цивилизации. Он искал ответы на самые актуальные вопросы нашего времени, затрагивающие интересы любого человека, каждого большого и малого народа и всего человеческого общества.

Оптимист Куликов утверждал: ":в третьем тысячелетии мир вступит в неантагонистическую эру существования" - об этом в книге "Земная цивилизация. Эпохи ее восходящего развития" (Новгород, 2005).

Коллеги Михаила Ивановича вспоминают его с большой теплотой и сердечностью.

Рассказывает директор ИГУМ А.П. Донченко:

- Я благодарен М.И. Куликову, который привез меня в Новгород. Это было еще за год до окончания университета, я был распределен в Волгоград, но Михаил Иванович сумел убедить, что я больше нужен в Новгороде. Вторая благодарность М.И. Куликову за то, что вместо Мадагаскара, куда я хотел ехать (изучал французский язык), он меня послал в докторантуру, оформил все бумаги, и я через два года уже защитил докторскую.

Р.П. Макейкина, доцент кафедры архивоведения, чьими усилиями скрупулезно собирался материал музея института и книги о тружениках пединститута за многие годы, подытожила его вклад в развитие института так:

- Те годы для НГПИ можно назвать "эпохой Куликова". При нём материально-техническая база достигла должного уровня. Был рост числа дипломированных специалистов. Одних он приглашал из Москвы, Ленинграда, других, своих студентов, отправлял в аспирантуру. НГПИ тогда из провинциального вуза приблизился к столичным.

Доцент кафедры географии и геологии НовГУ В.Н. Серова отметила его невероятную трудоспособность:

- В 7.30 - он уже на работе: на стройке нового корпуса, спортивного или актового зала. Его так и называли "прорабом этих строек".

А так расставила акценты профессор ИГУМ В.Г. Дидковская:

- Михаил Иванович вспоминается мне человеком мужественным и справедливым. Надо было иметь огромные душевные силы, чтобы пережить в конце 80-х крушение того, во что верил всю жизнь, и не сдаться, продолжать работать и отлично делать свое дело. И был справедлив: не требовал от других того, что не мог бы сделать сам.

Доцент кафедры немецкого языка Л.М. Николаева:

- Время, в которое мне довелось работать в Новгородском пединституте под руководством Михаила Ивановича, я считаю большой жизненной удачей, моё становление как преподавателя и руководителя кафедры проходило в период ректорства этого замечательного человека. Мы учились у него умению принимать смелые решения, восхищались его безграничной преданностью науке, полной самоотдачей в работе, его добротой и великодушием.

Доцент кафедры психологии Г.А. Ключникова отметила:

- Как ректор - самый лучший! Умница. Особо следует отметить: никакого высокомерия, чванства. Всегда поддерживал молодых.

Г.А. Иванович, проработавший с Михаилом Ивановичем немало лет бок о бок, вспоминает:

- Добрый, мудрый, внимательный. Всегда уважительно относился и к студентам, и к сотрудникам. Любил природу. Он был заядлым грибником, умевшим находить за сезон несколько сот боровиков. И рыбаком он был удачливым: иногда поднимал здоровенных окуней на удивление многоопытным рыбакам!

Декан ФПОИТ Г.А. Орлова подчеркнула его дар собирать единомышленников, ставить высокие цели, организовывать дело.

- Он до последних дней был современным человеком, со студентами говорил на понятном им языке, у них разгорались жаркие споры, когда студенты заглядывали к нему "на огонёк". Он учил их быть патриотами, хорошими учёными, интеллигентными людьми.

Прекрасный семьянин, Михаил Иванович прожил более 50-ти лет со своей супругой Лилией Ивановной. Недаром свой труд о Чукотке он посвятил своей супруге в день ее 75-летия: "На добрую память о нашей более полувековой счастливой супружеской жизни". А другую книгу он посвятил своим родителям - Ивану Фёдоровичу и Федосии Сергеевне.

Алёна Витова