Атмосфера региона. Как заставить охранять природу | ||
Н.Н. Ренкас, к.э.н., доцент, заместитель Главы администрации Новгородской области
М.А.Юзбеков, к.э.н., доцент, каф. управления и делового администрирования ИЭУ НовГУ
| ||
На современном этапе развития человечества резко возросло техногенное воздействие на окружающую природную среду. В связи с этим во многих регионах России складывающаяся экологическая обстановка вызывает вполне обоснованную тревогу. Существует острая необходимость усиления государственного вмешательства с целью контроля за загрязнением. | ||
Неконтролируемый рынок не только способствует росту загрязнения, но и имеет тенденцию к снижению цен на товары, произведенные без экологических норм. Государственное вмешательство необходимо для того, чтобы пренебрежение состоянием окружающей среды не могло стать залогом успеха фирмы в конкурентной борьбе. Платность природопользования является основным принципом экономического регулирования отношений в сфере природопользования. В основу современной системы платежей за загрязнение окружающей среды положен расчет экономического ущерба по методу обобщенных косвенных оценок. Расчет экономического ущерба по отдельным объектам (атмосфера, вода, почва) может быть произведен по следующей формуле: Уэ = РiМiКэ, где Уэ - экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, тыс. руб./год; Рi - базовый норматив платы за загрязнение окружающей среды, руб./т; Mi - масса выбрасываемого в окружающую среду загрязняющего вещества по отдельным ингредиентам, т; Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости региона. В настоящее время существует трехставочный порядок расчета платежей за загрязнение окружающей среды. Это связано с массовым применением на практике ВСВ (временно согласованные выбросы) и ВСС (временно согласованные сбросы), которые после их утверждения фактически превращаются в нормативные. При данном порядке расчета введены три платежеспособных показателя: плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы; плата за загрязнение в пределах установленных лимитов; плата за сверхлимитное загрязнение. В работе был проведен анализ платежей за фактическое загрязнение окружающей природной среды АО "Акрон" за 2000-2004 гг. Объем вредных веществ, поступивших в атмосферу и водоемы, а также промышленных отходов от АО "Акрон", превышает 90% соответствующих загрязнений окружающей среды химическим производством области. За исследуемый период суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников увеличились на 589,0 т (на 13,6 %) и составили 4935 т, что произошло за счет роста продукции, а также за счет неудовлетворительной работы некоторых очистных устройств. Плата за загрязнение атмосферы предприятием в 2004 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. на 15,9 % (в ценах 2000 г.). Основной вклад в плату внесли диоксид азота (44,6%), аммиак (40,8%), фтористые соединения (2,2%), формальдегид (1,7%). Поскольку ни одно из загрязняющих веществ не превысило уровень ПДВ, то общая плата за загрязнение атмосферы равна плате за предельно допустимые выбросы. В 2000 - 2004 гг. АО "Акрон" было уделено большое внимание водоохранной деятельности, в результате которой поступление загрязняющих веществ в водоемы р. Волхов и р. Виточка снизилось на 1625 т (на 11,4%). Суммарные сбросы в 2004 г. составили 12640 т. За исследуемый период плата за загрязнение водоемов увеличилась на 94% (в ценах 2000 г.). Основной вклад в плату за загрязнение внесли цинк (25,3%), взвешенные вещества (26,0%), медь (10,3 %), железо (13,0%), при этом плата за сброс цинка, меди, взвешенных веществ была рассчитана с повышающим коэффициентом, равным 25, т.к. их поступление в водоемы превысили уровень ВСС. За 2000 - 2004 гг. произошли изменения в процентном соотношении различных видов платы за загрязнение. Если в 2000 г. плата за предельно допустимые сбросы и плата за превышение допустимых нормативов составляли 35,5 % и 64,5% от общей платы за загрязнение, то в 2004 г. они составили 64,9% и 35,1%. Приведенные данные свидетельствуют, что все большее количество загрязняющих веществ, поступающих в водоемы, не превышают уровень ПДС. Рекомендации по совершенствованию экономического механизма платы за загрязнение окружающей природной среды, данные автором в предыдущих работах, нашли подтверждение во введенных в настоящее время изменениях в расчет платежей (увеличение базовых нормативов платы, увеличение коэффициента экологической ситуации для расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, уменьшение коэффициента экологической ситуации для расчета платы за сбросы вредных веществ в водоемы). Тем не менее, проведенное сравнение платы за загрязнение атмосферы и водоемов с экономическим ущербом, нанесенным окружающей природной среде и определенным согласно Временной типовой методике, показало, что экономический ущерб превышает плату за загрязнение. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование методики расчета платы за загрязнение окружающей природной среды. При этом необходимо исходить из того, что платежи за загрязнение природной среды являются важнейшими элементами общей системы регулирования состояния окружающей среды. Они должны иметь строго целевое назначение и быть тесно увязаны с экологическими ограничениями и регламентациями режимов природопользования и выступать в качестве экономических рычагов реализации целей экологических программ. Нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов в дальнейшем должны определяться исходя из региональных затрат, предусмотренных экологическими программами на снижение этих выбросов (сбросов). Платежи за превышение лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ должны устанавливаться индивидуально по предприятиям исходя из дополнительных затрат, необходимых для достижения нового, более низкого лимита выбросов (сбросов) в соответствии с экологической программой. Таким образом, предприятия будут заинтересованы в поэтапном сокращении загрязнений природной среды в сроки, предусмотренные программой. В настоящее время плата за загрязнение окружающей природной среды производится с учетом коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Применение коэффициентов позволяет в размерах платежей за эмиссию вредных ингредиентов учесть те особенности, которые свойственны только конкретной территории. Однако на сегодняшний день именно в этом показателе заложены резервы совершенствования экономического механизма, поскольку коэффициент экологической ситуации не дифференцирован в зависимости от местных условий и не отражает особенности экологии Великого Новгорода. В перспективе система платежей за выбросы загрязняющих веществ должна быть увязана с прогрессивными стандартами на предельно-допустимый выброс (сброс) загрязняющих веществ по отдельным технологиям и видам производств. Исследования последних лет показали, что увеличение контроля за состоянием окружающей среды не оказало сильного влияния на улучшение экологической ситуации в целом. Представляется важным ввести штрафы на каждую единицу выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В этих условиях предприниматели вынуждены будут искать новые пути предотвращения ущерба окружающей природной среде, и, как следствие, здоровью человека. |