Дети Балтийского моря на Ильмене |
Татьяна Васильева
|
Три дня в НовГУ проходила интереснейшая международная конференция - "География, природные ресурсы и туристско-рекреационный потенциал Балтийского региона". |
Гости конференции из стран Балтии не только выступили с докладами, но посетили кремль, Хутынский монастырь, памятник природы "Ильменский глинт". Открылась конференция знакомством с кафедрой географии, страноведения и туризма ИСХПР, которая стала организатором конференции. Доцент Константин Серафимович Лисицин представил видеомодуль о кафедре и тепло рассказал о каждом преподавателе и сотруднике. В первый день прошли пленарные доклады, на которых блестяще выступили наши учёные. Профессор Владимир Фёдорович Литвинов познакомил с итогами почти десятилетнего труда по созданию геоинформационных систем. Поведал о необходимости поддержки со стороны государства работы по индикации зон потенциального экологического риска для создания медико-географического атласа на базе геоинформационных технологий. Доцент Владимир Леонидович Верин рассказал о минерально-сырьевых ресурсах в стратегии социально-экономического развития Новгородчины. Из того интереса, с которым встречалось каждое сообщение, было видно, что здесь собрались не просто учёные-теоретики, но единомышленники. - Все мы - дети Балтийского моря, - сказал профессор Российского государственного гидрометеорологического университета из С-Петербурга Г.Т. Фрумин, - и решать его проблемы должны сообща. А их у Балтики много. Примерно до середины прошлого века состояние моря не вызывало серьёзных опасений. Но уже в конце 60-х годов вследствие того, что поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению, на Балтике разразился экологический кризис. Снижение угрозы разрушения природных комплексов возможно только при консолидизированной позиции и совместных действиях всех экологических организаций региона. Вспомните, что советовал Б. Шоу: "Если у тебя есть одно яблоко, и у меня одно, и мы обменяемся ими, у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея, и у тебя одна идея, и мы обменяемся, у каждого будет уже по две идеи". Так что после сегодняшней конференции, как стало ясно после второго дня работы конференции, каждый участник уедет не с двумя, а несколькими идеями: во второй день работали сразу четыре секции. На первой из них - "Географическое образование на современном этапе" - обсуждались использование электронных ресурсов в преподавании географии, ландшафтная практика студентов, полевая практика по туризму, развитие экологического миропонимания молодёжи. Вторая секция - "Экологические проблемы Балтийского региона" - рассматривала с точки зрения развития водного туризма, оценки воздействия полигонов для захоронения твёрдых бытовых отходов на окружающую среду, использования лесных ресурсов Новгородской области, биомониторинга. Третья секция - "Актуальные проблемы географии" - обсуждала конкретные ситуации: исследование сезонной динамики распределения растворённых солей речных стоков в озере Ильмень, проблемы малых городов, информационное обеспечение градостроительной деятельности. Четвёртая секция называлась "Ландшафтные исследования и туристско-рекреационный потенциал региона". - Балтийский регион, Новгородская область в частности, - считает заведующий кафедрой географии, страноведения и туризма НовГУ профессор Дмитрий Александрович Субетто, - по красоте и богатству природных ресурсов входит в десятку лучших регионов России. К сожалению, рекреационный потенциал региона надлежащим образом ещё не востребован. Во многих странах рекреационный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Но для успешного осуществления туристского бизнеса уже недостаточно красивых ландшафтов и на их фоне - борьбы туристов с природой за выживание. Всё острее поднимается вопрос о необходимости вкладывания средств в организацию цивилизованной инфраструктуры рекреационного туризма. Как это делается во всём мире. |