Главный вопрос врача Бережоновой | ||
В преддверии празднования 10-летия университета мы открываем новую рубрику - "Выпускники НовГУ". Ведь ежегодно многие сотни специалистов, получивших высшее образование в Новгородском университете имени Ярослава Мудрого, вливаются в народное хозяйство региона. Как встречает их рынок труда? Какие проблемы встают перед молодыми специалистами и как они справляются с ними? Обо всем этом - в новой рубрике. Итак, "Выпускники НовГУ". Недавнюю студентку и выпускницу Института медицинского образования НовГУ Светлану Бережонову пациенты теперь называют не иначе как Светланой Геннадьевной. В городе она - практически единственный пульмонолог. В нашем экологически непростом регионе, богатом промышленными предприятиями, легочные заболевания стоят не на последнем месте по распространенности. Так что нынешняя должность и работа С.Г. Бережоновой - не самая простая. | ||
Об особенностях ее работы, о недавней учебе и о многом другом наш корреспондент Андрей Зайков узнал, побывав на приеме у врача в поликлинике № 3. Единственный специалист Из 64 тысяч новгородцев, закрепленных для обслуживания за поликлиникой № 3, почти четыреста - постоянные "клиенты" пульмонолога. Светлана Геннадьевна считает, что для Новгорода это небольшая численность диспансерного учета населения. Но, если учесть, что на Великий Новгород и район она осталась единственным специалистом, ведущим сейчас прием пациентов, то без работы сидеть не приходится. За консультациями идут и идут. Конечно, подобная ситуация - не совсем нормальна, ведь в каждой поликлинике должен быть свой специалист-пульмонолог. Заболевания легочных путей характерны для всех городов и регионов. Это наследственные заболевания, связанные с гиперреактивностью на какие-то виды аллергенов. И чем больше аллергенов, тем больше случаев их выявляемости, например, бронхиальной астмы. В Европе считается, что 20 процентов населения болеет бронхиальной астмой. По словам пульмонолога Бережоновой, Великий Новгород до такого уровня не дошел, у нас процент больных астмой намного меньше - где-то пять процентов. Так что же лечит врач Бережонова? Бронхиальную астму. Каждого больного она ведет индивидуально, определяя ему курс медикаментозной поддержки. Приходят к ней и с хроническим бронхитом, сложными случаями пневмонии, затяжными и острыми бронхитами. В период эпидемий ОРВИ и гриппа направляют к пульмонологу и с таким диагнозом. Если у кого-то длительный кашель или осложнения в виде одышки - тоже милости просим к Бережоновой Основной вопрос философии врача Бережоновой В народе (так обычно обозначают непроверенные безымянные источники информации) знания выпускников ИМО нередко оценивают не очень положительно. И хотя слухи - не научные факты, но они имеют место. Что определяет уровень доверия пациентов к врачу - опыт конкретного специалиста, престижность вуза, медицинские школы и традиции? Что по этому поводу думает клиницист Бережонова? - Традиции традициями, но все зависит от человека, - уверена Светлана Геннадьевна. - Если специалист читающий, думающий, то люди будут ему доверять. Самое страшное, когда врач не думает. По-моему, врач до конца жизни должен задавать себе вопрос - почему данный больной заболел именно этим заболеванием, а не другим? Почему ему надо назначить именно это лекарство, а не другое? Тяжелый "хлеб" пульмонолога В буднично текущей профессиональной жизни специалист не использует весь объем своих знаний и умений. И практически всегда он не выходит за рамки шаблона и стандартов. Мастерство проявляется в сложных случаях, в пограничных ситуациях. Есть ли такие случаи и ситуации у практика Бережоновой? - Когда я только начала работать в поликлинике, ко мне пришла на прием женщина, приехавшая из Таджикистана. Она не очень хорошо акклиматизировалась, поступила в терапевтическое отделение городской больницы. Там не очень глубоко разобрались с ее лечением. Потом она какое-то время пробыла дома, потом получила астматический статус, потом снова - в реанимацию. И вот уже после всего этого пришла ко мне. За год удалось стабилизировать ее состояние. Она уже не так часто вызывает карету "Скорой помощи" (а таких вызовов было в неделю минимум два раза) прошла обучение в Астма-школе. Стала лучше разбираться в той терапии, которую ей назначают врачи. Это был действительно непростой случай. На переломе эпох Сейчас многие медики, и Светлана Геннадьевна, в частности, участвуют в социально-медицинском эксперименте. Идет изменение схем лечения, вызванное требованиями, предъявляемыми страховыми компаниями. Увеличилось количество документации. Непросто идет выработка стандарта, ориентированного на Запад. И одна из главных загвоздок - финансовая. В России данная схема очень трудно применима. У нас лечение идет во многом за счет больного. Даже, зная, что ему необходимо прописать антибиотик четвёртого поколения, врач не может этого посоветовать. Он знает, что пациент сидит на зарплате в полторы тысячи рублей, да еще и ребенка воспитывает. Понятно, что на курс ему денег не хватит. Цена "мучений" Семь лет учебы, государственные экзамены - не знают продыха бедные студенты. Учение необходимо не ради учебы. Один из главных результатов применения диплома - денежный эквивалент, выраженный в зарплате. Зарплата Светланы Геннадьевны "равняется" 1205 рублям - никаких надбавок за вредность или за дежурство нет. В день надо проработать шесть часов тридцать шесть минут на приеме. И тем не менее, медики редко изменяют своей профессии. Астма-школа Мало того, медики готовы помогать новгородцам и во внеприемное время. Пример, и очень удачный (как в плане самореализации врача, так и в плане эффективности помощи докторов) - Астма-школа. Подобной на Новгородчине не было. Есть у нас общество астматиков, оно успешно действует, приглашая врачей, читающих лекции. Эта система действует три года. Но это - лекции. Для больных не проводилось практических занятий, коллоквиумов, тестов. После петербургских курсов повышения квалификации Бережонова решила организовать Астма-школу, где бы лекционные и практические занятия сочетались. Пациенты, пройдя курс Астма-школы, могут регулировать количество и качество своих препаратов. Их учат понимать - для чего они это делают, когда нужно изменить интенсивность применения препаратов, что провоцирует заболевание. Что такое гормоны, что такое побочные действия препаратов, как они взаимодействуют с другими препаратами. Изучаются факторы риска, тригеррные механизмы, поведение в различных ситуациях, "нетрадиционные" методы лечения. "Школярам" выдается дневник самоконтроля, при явке проверяется их состояние. Анализируется, почему они применили такую терапию, а не иную. Как изменилось их состояние при проведении данной терапии, массажа, самомассажа, траволечения... Чем выше образованность каждого больного в этом вопросе, тем лучше адаптируемость его к медикаментозному лечению. В связи с этим дольше сохраняется работоспособность человека. Первая группа училась с середины апреля - два раза в месяц по два часа. Сейчас набирается другая группа, всего в этом году их намечается четыре. На стыке клинического опыта и базовых наук Практика - лучший критерий оценки методики обучения врачей. Это прописная истина. Какие из тех дисциплин, которые преподавались студентке Бережоновой, ей пригодились по максимуму, а какие - не пригодились? Что мог бы посоветовать практикующий врач для улучшения системы обучения врачей? - Мне пригодилось все. Да, какие-то дисциплины мне менее необходимы в настоящее время. Но в свое время они способствовали развитию клинического мышления. Они заложили базу знаний всех процессов, протекающих в организме человека. Кое-что (например, из патологической физиологии) для меня как клинициста еще не доступно для понимания. Время этого - впереди. Думаю, что должен накопиться жизненный опыт, должен произойти синтез клинического опыта и теоретических знаний, чтобы объяснить те или иные вопросы по течению заболевания. Казалось бы, этот процесс - проверки теории практикой - должен был закрепиться в период обучения в вузе, разве нет? - мое удивление было понятно. Но понятно мне стало и ответное удивление Светланы Геннадьевны: - Человек - это целый мир. С одним работаешь - один ответ на терапию, с другим - другая реакция. Это же тема для целой диссертации - знания на стыках клинического опыта и базовых наук. Мы же еще многого не знаем! Например, антибиотики, гормоны появились совсем недавно, пятьдесят лет назад, а мы их так широко применяем. Не забывайте НовГУ За весь цикл обучения четверки появлялись у Бережоновой лишь дважды - на втором курсе. Строгая система зачетов - институт строго тестировался и курировался контролирующими органами - все это работало и работает на повышение уровня знаний студентов. Светлана Геннадьевна с благодарностью вспоминает преподавателей НовГУ, профессоров из Санкт-Петербурга и Москвы. Один из педагогов Бережоновой сейчас - ее начальник, главный пульмонолог области. Выпускники университета растут в профессиональном плане. И альма-матер гордится ими. Главное, чтобы и они помнили о вузе, где прошло их становление как личностей и профессионалов. |