Болонский процесс грядет | ||
Анна Багаури
| ||
Президент НовГУ А.Л. Гавриков и проректор по международной деятельности В.Н. Зеленин приняли участие в первом совместном симпозиуме "Зальцбургского семинара" и Министерства образования РФ, который прошел в Москве. Своими впечатления делится В.Н. Зеленин: | ||
- "Зальцбургский семинар" - это один из известных международных проектов, который был создан совместными усилиями различных общественных организаций и деловых кругов крупнейших корпораций, прежде всего Соединенных Штатов. В течение нескольких десятилетий в австрийском городе Зальцбурге проводятся международные, всемирные форумы с участием ведущих экспертов в разных областях. Тема нынешнего симпозиума - "Российские университеты в мире и их интеграция в европейское образовательное пространство". Этот семинар был первым выездным, не на территории Зальцбурга, а в Москве. Между "Зальцбургским семинаром" и Министерством образования РФ был заключен договор о пятилетней программе, предназначенной для обмена опытом и знаниями. Российскому образованию, из-за его высокого уровня, уделяется повышенное внимание. И для того, чтобы содействовать интеграции нашей высшей школы в мировое пространство, руководителей российских вузов часто приглашают на специализированные семинары. Президент семинара Олин Робисон настоятельно приглашал руководителя новгородского университета быть на следующем семинаре, посвященном Болонскому процессу. Может быть, об этом рано говорить, но велико желание одно из рабочих совещаний с участием международных экспертов по Болонской декларации провести в Великом Новгороде. Без российской науки, без российского образования можно многое потерять. При вхождении России в Болонский процесс качество образования, его содержание должно остаться на таком же высоком уровне, нам лишь необходимо его адаптировать, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Мы часто употребляем термин "Болонская декларация", который вызывает много обсуждений, споров. Это готовность систем высшего образования разных стран Европы обсуждать вопросы, представляющие всеобщие интерес. Это не принуждение к сотрудничеству, не законодательный акт, лишь решение в течение определенного времени, а конкретно до 2010 года, вести интенсивные переговоры, взаимные консультации, обсуждения. В итоге министерства образования стран Европы должны прийти к общему пониманию того, каким образом будет развиваться система высшего образования во всех странах Европы для того, чтобы сформировалось единое европейское образовательное пространство. Собственно Болонская декларация была подписана в 1999 году. А четыре недели назад - 19 сентября, наконец-то, чему я очень рад, наш министр образования В.Н. Филиппов поставил свою подпись под декларацией, сделав, таким образом, Россию сороковой страной Европы, поддержавщей Болонский процесс. В Европе существуют десятки несопоставимых учебных и научных степеней, сотни несхожих учебных программ, разные системы выставления оценок, и поэтому просто невозможно обойтись без определенных образовательных стандартов и единых принципов. Болонский процесс как раз и направлен на то, чтобы в результате переговоров и консультаций в течение длительного времени прийти к такому положению дел, когда диплом любого выпускника любой страны в значительной степени соответствовал бы диплому другой страны, когда студент университета, доказавшего,что он отвечает всем критериям Болонского процесса, получит диплом с вкладышем единого европейского образца. И сможет учиться в университете любой страны или работать в любой компании. Один из основных вопросов, стоящих перед нашими руководителями - это поддержание на должном уровне качества образования, чтобы он был сопоставим в разных странах. Для этого предусматривается целая система мер по аккредитации, сертификации учебных программ университетов, внутренняя самооценка и внешний контроль - это большой и сложный процесс, к которому большинство вузов в Европе готовы и уже начинают работать. Наш университет, который участвовал в обсуждении этих вопросов на выездном "Зальцбургском семинаре", также готов, я считаю, начать серьезную работу по переходу на общеевропейские принципы образования. Сразу после подписания договора о присоединении к Болонской декларации в Санкт-Петербурге проводилась российско-норвежская конференция по обмену опытом. На ней были выбраны лучшие совместные проекты - это Балтийский университет в Санкт-Петербурге и Университет Будо в Норвегии, представляющие научно-исследовательский проект, образовательный проект - Новгородский университет и Университетский Колледж Телемарк в Норвегии. Когда мы представляли свою концепцию, результаты работы, то возник невероятный интерес к тому, что делается в России, в Великом Новгороде. К нам было множество вопросов от руководителей ведущих школ бизнеса (это Высшая экономическая школа, Коммерческий Университет), масса просьб принять и показать, как мы работаем. Сейчас главное, что Госсекретарь Норвегии заверил, что "таким опытом, как тот, что проводится на базе новгородского университета, не бросаются". И эта программа будет далее всемерно поддерживаться норвежским правительством. Они будут рады, что их маленькая страна Норвегия, с населением в 6 миллионов человек, делает практические шаги для оказания помощи России по ее вхождению в Болонский процесс. Мы в программе Norman уже готовим наших студентов по Болонским принципам: оценки, кредиты, учебные планы, учебники, длительность, степень, диплом - все будет общеевропейским. Так что в скором времени они станут первыми, кто получат евродипломы. |