Индикатор открытости |
Анна Багаури,
Анна Михайлова
|
"Болонский процесс как индикатор открытости российского образования" - так назывался экспертный семинар, который прошел с 19 по 21 октября в ГИ под эгидой НовМИОН. |
Семинар прошел в рамках научно-исследовательского проекта "Открытость в образовании как фактор сближения России и Европы в процессе глобализации". В работе семинара принимали участие ученые: философы, педагоги, социологи, культурологи из университетов Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Саратова и Ярославля. Участники семинара собрались, чтобы обсудить проблемы открытости российского образования в процессе глобализации на примере реализации Болонской декларации. - Я впервые участвую в подобном семинаре, - рассказывает проректор по учебной работе Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова Александр Владимирович Зафиевский, - и мне кажется, это очень эффективная форма общения между людьми, занимающимися организацией образования. Дело в том, что прошедший семинар, в отличие от многих конференций, был камерным. Мы могли общаться с каждым участником семинара, причем на личном уровне. Это дает большие возможности для общения между собой, для понимания друг друга. Мне очень приятно было общаться со всеми участниками семинара. Я думаю, что результаты семинара войдут в основу внедрения Болонского процесса у нас в Ярославле. И, конечно же, Болонский процесс должен развиваться. Другое дело, что он развиваться будет в российских условиях. Мы постоянно слышим о том, что Болонский процесс приведет к разрушению российского образования. Но я думаю, что этого не произойдет. Возможности адаптации в российском обществе достаточно высоки, и думаю, что, в конце концов, мы возьмем все лучшее, что есть в Болонском процессе, но применительно к российским условиям. Семинар продвинул нас в понимании проблем Болонского процесса, какие преимущества он несет для нашей системы образования и каких подводных камней следует избегать. Доктор философии Анатолий Анатольевич Рахкошкин - один из организаторов экспертного семинара: - На семинаре мы посмотрели, насколько наша концепция открытости образования может быть подтверждена эмпирическими исследованиями, такими, как анализ российской прессы и специальной литературы. Обсуждалась возможность проведения опроса. Все споры сконцентрировались вокруг Болонского процесса. В семинаре принимали участие эксперты, которые занимаются Болонским процессом и реализуют международные проекты по интегрированию российского образования в европейское образовательное пространство. Некоторые из них имеют опыт проведения в своих университетах исследований по Болонскому процессу. Российская высшая школа давно нуждалась в реформировании. Болонский процесс дал импульс для перестройки системы образования. Но внедрение Болонского процесса идет слишком быстро, многие сферы образования просто не успевают перестроиться. Если говорить об итогах, то сейчас, как показали выступления, прошла эйфория по поводу принятия Болонского процесса. На семинаре мы обозначили ряд проблем. В частности, это совершенствование информативно-правовой базы. Многие работники образования, потенциальные работодатели просто не знают основных положений Болонского процесса и не видят выгоды в переходе российского образования на эту систему. Вторая проблема - это субъективное отношение к Болонскому процессу, наличие внутреннего сопротивления. В результате мы хотели бы сделать ряд публикаций, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме внедрения Болонского процесса. |