Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

На работу? С удовольствием!

Анна Михайлова

Выпускница НовГУ Елена Анатольевна Горина стала победительницей городского конкурса "Учитель года-2007".


В свои 28 лет эта веселая и жизнерадостная девушка уже педагог высшей категории, имеет 14-й квалификационный разряд. Она преподает историю в специальной школе-центре "Цветик-семицветик" детям с ограниченными возможностями.

- Елена, как Вы стали учителем?

- Во-первых, это семейная традиция. И бабушка, и мама, и даже прабабушка были учителями. Во-вторых, я еще в детстве любила играть в школу. А с 8 класса у меня был хороший учитель по истории в 13-й школе, где я училась, тогда я и решила, что стану учителем именно истории, хотя мои родители хотели, чтобы я поступила на юридический факультет. Мой выбор был предопределен: в НовГУ очень хороший исторический факультет, а я жила рядом с институтом.

- Какие воспоминания у Вас остались о студенческих годах?

- Очень хорошие: у нас был очень веселый курс, мы до сих пор встречаемся. Часто вспоминаем, как ездили на археологическую практику в Любытино. На факультете интересный преподавательский коллектив. Хорошие воспоминания у меня остались о преподавателе методики преподавания истории Марине Евгеньевне Жуковой. Диплом я писала у Ренаты Петровны Макейкиной - она душевный человек и грамотный специалист.

- Как Вы попали в "Цветик-семицветик"?

- С четвертого курса я работала в 13-й школе, вела уроки у пятиклассников, преподавала два года. Одновременно вела активную общественную работу: с 1996 года сотрудничаю с Обществом инвалидов. В моей жизни была ситуация, когда после аварии провела около года в инвалидной коляске. Общество мне тогда очень помогло. До сих пор я на волонтерских началах работаю с инвалидами. В Обществе мне и предложили место учителя истории в "Цветике-семицветике".

- К истории в обычных школах отношение разное, а как в Вашей школе?

- А здесь дети любят историю. К тому же у нас с ребятами установился хороший контакт. Я - молодой педагог, может поэтому им со мной интересно. Вдобавок, здесь нет проблемы невыученных уроков: у наших детей есть желание чего-то добиться.

- Зачем надо учить историю?

- Я помню высказывание Н.Г. Чернышевского, которое висело в аудитории в Антонове: "Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно". Мне очень нравятся эти слова. Историю надо знать хотя бы для того, чтобы не совершать ошибки в будущем. Когда я преподаю естествознание или основы государства и права, то всегда обращаюсь к истории.

- Трактовка исторических событий постоянно меняется. Как Вы в работе с учениками обходите спорные моменты?

- Я никогда не даю свою оценку историческим событиям. Стараюсь говорить только о фактах, которые мы потом обсуждаем вместе с детьми.

- Расскажите об учениках.

- У нас разные дети. Есть с диагнозом ДЦП, слабослышащие, дети, у которых отсутствуют слух или зрение. Тех, у кого есть проблемы со зрением, мы учим по книгам, написанным азбукой Брайля. Все наши дети умственно полноценны и очень старательны в учебе. Расскажу об одном моем ученике, очень умном мальчике: у него тяжелая форма ДЦП, он не может даже говорить, поэтому занимается дома, а наши занятия проходят на уровне звуков, тестовых заданий, которые я посылаю ему по электронной почте. Учится он успешно, с большим интересом.

- Каковы будни педагога?

- Работа учителя очень организует и дисциплинирует. Я не имею права проспать, каждый день в 8.30 должна стоять у доски. Кроме того, я руководитель в трех классах - это в общей сложности пятнадцать человек.

Я постоянно прохожу курсы повышения квалификации. К нам приезжают специалисты из Москвы. В прошлом году я закончила двухгодичное обучение в Педагогическом университете имени Герцена по управлению в образовании. Сейчас у меня есть план: буду поступать в аспирантуру.

Если ты работаешь учителем, то не сидишь на месте. Необходимо постоянно развиваться. Мне как учителю истории очень трудно отбирать методический материал: сейчас столько новых учебников и программ, что сложно выбрать оптимальный вариант для детей!

Самое трудное в работе учителя - найти время для личной жизни. Мой муж никак не может привыкнуть к моей занятости.

- Приносит ли Вам удовлетворение работа?

- Удовлетворение? (Задумчиво). Да, приносит! Всегда радуюсь, когда наши ученики хорошо сдают ЕГЭ. Здесь замечательный коллектив и милые дети. И в финансовом отношении меня все устраивает: у меня уже высшая категория, и я получаю надбавку за работу в специализированной школе. Я с удовольствием хожу на работу.

- Значит, быть учителем - это, по Вашему, счастье?

- Да, это счастье. Когда ты видишь горящие глаза учеников, когда они увлечены уроком, когда есть отдача: Помню, наш преподаватель в НовГУ Тамара Александровна Иванько говорила, что учитель - это артист. И действительно: каждый день я выхожу перед учениками, как на сцену. Что еще тут можно сказать? Я счастлива.