Образование - фактор экономики |
Материал подготовила Татьяна Васильева
Людмила Симонова
|
По оценкам зарубежных и российских учёных до 40 % темпов экономического роста, как правило, обеспечивает образование. Это открывает как новые возможности для России, так и порождает весьма серьёзные проблемы. Помочь разобраться в них мы попросили декана экономического факультета ИЭиУ профессора Галину Ивановну Грекову. |
- Галина Ивановна, сегодня можно сказать, что теоретическое осмысление этих проблем уже не актуально, и нужно только практическое внедрение каких-то изменений? - Актуально и то, и другое. В Законе РФ "Об образовании" в статье 8 под системой образования понимается совокупность программ, стандартов, образовательных учреждений и почему-то нет упоминания преподавателя. И вот отсюда идёт масса проблем. В этот перечень обязательно должны входить и те, кто получает образование, и те, кто его непосредственно осуществляет. В последнее время часто можно услышать: неважно, будет ли потом работать по специальности выпускник вуза, главное - как личность он получил возможность совершенствоваться. Образовательные услуги обладают признаками как чисто общественного блага, так и чисто частного блага, то есть являются смешанным благом. Поэтому считаю, наряду с "невидимой рукой" рынка необходимо действие вполне видимой руки государства. Анализ российской системы образования за весь период реформ позволил проявить противоречивый характер её трансформации. Проявился он в том, что, с одной стороны, осуществляется переход от распределительных к регулирующим методам управления, а с другой - происходит региональное "замыкание" рынка образовательных услуг. В условиях отсутствия планового распределения специалистов закономерно повышается роль региональных вузов в подготовке кадров. Они превращаются в центральное звено всей системы образования. Во-первых, они выступают связующим звеном между средней школой и экономикой, а во-вторых, являются центрами культуры, призванными отвечать за формирование воспитательной среды регионального социума. - И, в-третьих, они ещё больше, чем когда бы ни было, зависят от состояния рынка труда и уровня социально-экономического развития региона? Сложившаяся ситуация требует серьёзных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Для успеха на рынке образовательных услуг необходимо освоить SWOT-анализ (strongs - weaks - opportunities - threats, то есть сильные стороны - слабости - возможности - угрозы). Результаты его будут лежать в основе поиска и набора абитуриентов, качественного изменения учебных программ и так далее. Выявление потребности в специалистах обеспечит адаптацию образовательных программ вуза к существующему спросу на специалистов конкретной области и готовность к его изменению. В основе прогноза, конечно же, должны лежать инвестиционные проекты и программы развития региона. - Почему именно на базе инвестиционных проектов? Образование в силу известных причин должно носить опережающий характер по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Как правило, инвестиционные проекты рассчитаны на 4-5 лет, и по ним можно определить количественный и качественный уровень требований работодателей к наиболее востребованным специалистам. Конкурентными преимуществами будут обладать вузы, имеющие развитые филиальные сети, умело применяющие дистанционные технологии. (Кстати, могу сказать, что у нашего факультета есть такие наработки). А также вузы, умело обслуживающие потребности своих регионов в кадрах разнообразных массовых профессий и кооперирующиеся с ведущими вузами страны в доводке "штучной продукции", в том числе и для воспроизводства профессорско-преподавательского состава. Сложность положения регионального вуза заставляет по-новому взглянуть на возможности и недостатки одноуровневой подготовки (5 лет) по сравнению с двухуровневой (3-4 года плюс ещё 1-2 года в зависимости от области профессиональной подготовки, то есть подготовку бакалавров и магистров) и осуществить обдуманный переход от одно- к двухступенчатой высшей школе. - Видимо поэтому в нынешнем году Новгородский университет впервые будет проводить приём по направлениям бакалавриата сразу по нескольким специальностям: филологии, психологии, менеджмента, маркетинга, экономики и управления на предприятии, педагогике, биологии, агрономии, зоотехнии, истории, технологии машиностроительных производств. - По оценкам отечественных экономистов в России в силу традиций мобильность рабочей силы имеет свои особенности. Профессиональная мобильность преобладает над пространственной, то есть человек намного охотнее поменяет место работы, специальность, чем переедет в другой город, другой конец страны для более выгодного устройства по своей специальности. А почему человек не боится переучиваться? Потому что в традициях нашего образования давать серьезную фундаментальную подготовку. Можно даже сказать, что российское высшее образование в целом в большей мере соответствует требованиям экономики, основанной на знаниях, чем, например, западноевропейское. В прошлом году Россия присоединилась к Болонскому процессу, начавшемуся в Европе гораздо раньше, чем была подписана в Болонье в 1999 году декларация, давшая ему имя. Это как раз, прежде всего, попытка преодолеть пространственные границы узких профессионалов, готовившихся на протяжении нескольких веков в отдельных странах этого континента. На первом этапе двухуровневой подготовки в вузе происходит завершение общего образования (конечно, уже профильно ориентированного), а на втором этапе - углублённая подготовка с ориентацией на конкретное рабочее место. В течение примерно десяти последних лет в нашей стране делались попытки в отдельных вузах на отдельных специальностях ввести подготовку "бакалавр-магистр". Одновременно пропагандировалась идея, что эта двухуровневая (двухступенчатая) подготовка представляет собой так называемую академическую подготовку к научной или преподавательской карьере - альтернативу подготовки к "прикладной" деятельности. Отсюда во многом проистекали недоразумения с признаниями отделами кадров бакалавров специалистами с высшим профессиональным образованием, а не окончившими что-то вроде продвинутого техникума. При этом многие якобы "академические" бакалавры успешно трудятся и в экономических службах предприятий, и в юридических, и на других вполне прикладных участках |