Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Не стоит село без педагога

Анна Михайлова

На февральском Ученом совете НовГУ состоялась церемония награждения профессора кафедры профессионального педагогического образования и социального управления ИНПО доктора педагогических наук Галины Александровны Федотовой.


Указом Президента РФ ей присвоено почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".

- Я родилась в Новгородской области в рабочем поселке, - рассказывает Галина Александровна. - Отец работал начальником участка на предприятии по добыче торфа, мама занималась семьей. Нас было семь сестер. Окончив Тесово-Нетыльскую среднюю школу, поступила в Новгородский педагогический институт на физико-математический факультет. 11 января 1971 года состоялся мой первый рабочий день в Добростской школе-интернате (Крестецкий район). Я преподавала математику, была воспитателем и пионервожатой. Потом меня перевели преподавателем математики в Соменскую восьмилетнюю школу этого же района, где я проработала десять лет. Вышла замуж, родила двоих детей. Была секретарем комсомольской, а потом и партийной организации. На селе было очень интересно работать, молодежи было много, все очень активные, творческие.

После работы в Крестецком районе Галина Александровна с семьей переехала в Панковку, где проработала в школе шесть лет организатором по внеклассной работе и преподавала математику. Однажды Комитет образования и Институт повышения квалификации учителей проводили проверку в школе. Организаторская деятельность Г.А. Федотовой была высоко оценена. Будущий директор ИНПО Роза Моисеевна Шерайзина, тогда директор Института повышения квалификации учителей, пригласила талантливого педагога на работу к себе. В институте Галина Александровна проработала пятнадцать лет, защитила кандидатскую и докторскую диссертации.

Инициатором написания кандидатской диссертации, по словам Галины Александровны, была Р.М. Шерайзина:

- Я была у нее первой аспиранткой и первой докторанткой. В тот период у меня сложились сложные семейные обстоятельства: с нами жили родители, они нуждались в уходе. Своих двое детей. Роза Моисеевна очень мудро поступила. Она сказала, что мне нужно отвлечься, иначе это чревато жизненными срывами. Каждую неделю Роза Моисеевна приглашала меня в кабинет, и первым вопросом у нее было: "Как у тебя дела?". Я со слезами на глазах рассказывала о своих жизненных неурядицах. Она все это участливо выслушивала, а потом спрашивала: "Сколько страниц ты написала?". Зная то, что мне надо отчитаться перед Розой Моисеевной, я работала, постепенно увлеклась научной работой и с успехом защитила кандидатскую диссертацию.

Дальше - больше. Федеральное агентство по образованию проводило эксперимент по реструктуризации сельских школ. Так как Галина Александровна пятнадцать лет проработала сельским учителем, ее включили в рабочую группу. В результате была разработана модель сельского социокультурного комплекса, признанная одной из лучших в России. Такая модель применена во Владимирской, Псковской, Московской областях. Примеры такого комплекса есть и на Новгородчине:

- Комплекс был создан на базе сельской школы в д. Вороново Старорусского района, - рассказывает Г.А. Федотова. - В деревне были известные проблемы: не было ни садика, ни рабочих мест. Молодежи скучно, она уезжала. Директор школы решил открыть на первом этаже здания детский садик. Появились рабочие места, потому что нужно было подготовить помещения. Так как родители делали все сами для своих детей, да еще зарабатывали деньги, то работы были выполнены качественно. В школе вдобавок расположились клуб и библиотека. Всю культурно-просветительскую работу на селе организовали в рамках данной школы. Учителя были членами агитбригады, руководителями кружков, ряд кружков вели сами родители.

- Становление сельского учителя связано с той социальной средой, в которой он живет и работает, - считает Галина Александровна вслед за своим научным руководителем Р.М. Шерайзиной. Сегодня в ИНПО при ее участии разрабатывается модель творческого саморазвития сельского учителя.

- Городские и деревенские дети отличаются друг от друга, - напоминает Г.А. Федотова. - Не всегда методы обучения, используемые в городских школах, эффективны в процессе обучения сельских школьников. Учителю необходимо знать жизнь села, традиции, обычаи, а также и проблемы, которые стоят перед населением.

Активное участие педагога в социокультурной жизни села, его деятельность по созданию развивающей среды не только для ребенка, но и для взрослого населения - это ценности, которые необходимы для творческой и продуктивной работы учителя на селе. И, конечно, любой учитель должен видеть в ребенке личность и пытаться раскрыть то, что в нем потенциально заложено.

Половая принадлежность педагога тоже имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения:

- Мужчина всегда пользуется в школе большим авторитетом, чем женщина, - объясняет Галина Александровна. - Но мужчин очень мало на селе. Наши исследования показали, что они далеко не всегда могут служить примером для своих детей. Поэтому учителя-мужчины в сельской школе очень востребованы: на них дети смогут равняться. Определенные перспективы для работы мужчин в школах уже есть. Мне известно, что в Новгородской области учителем начальных классов работает один очень талантливый педагог. При минимальной зарплате за счет предоставления образовательных услуг населению он очень прилично зарабатывает. Наш институт непрерывного педагогического образования выпускает востребованных, квалифицированных специалистов, их с удовольствием берут на работу и в других регионах России (Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская и др. области). Но и у нас, в Новгородской области, созданы условия, чтобы при реализации своих творческих способностей педагоги не только достойно зарабатывали, но и строили свою карьеру.

Вот уже десять лет Галина Александровна Федотова является ученым секретарем диссертационного совета ИНПО. За это время защищено 173 диссертации, из них 70 процентов - работники НовГУ. В ИНПО защищались аспиранты из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Кемерово, Астрахани, Твери, Мурманска и т.д. Под руководством самой Г.А. Федотовой защищено уже четыре кандидатские диссертации. Сейчас у нее четыре аспиранта и два докторанта.

Светлане, дочери Г.А. Федотовой, сейчас тридцать два года. Она закончила Боровичский педколледж и НовГУ. Шесть лет проработала учителем начальных классов в школе N№ 12 для детей с задержкой психического развития.

- Она, наверное, была неплохим педагогом, - говорит Галина Александровна, - ей постоянно давали третьи и четвертые выпускные классы. Светлана добилась в своей работе таких результатов, что по окончании обучения у 75% детей снимали диагноз ЗПР. Однако вскоре дети с задержкой психического развития стали оставаться в общеобразовательных школах, и моя дочь оказалась без работы.

- Сейчас Светлана работает в Киеве в справочной службе наподобие "08" и занимается ребенком. Сын Алексей, как и муж, водитель. Ездит по работе в Финляндию и Польшу.

- Сейчас я думаю, что приоритеты в своей жизни расставляла неправильно, - считает Г.А. Федотова. - Я всегда говорила, работая с детьми и их родителями, что семья - это ценность. Нужно сделать все так, чтобы ребенок ощущал любовь, заботу и поддержку от самых близких ему людей, чтобы ему было комфортно в семье. Однако своим собственным детям я уделяла недостаточно внимания.

Но сеять разумное, доброе, вечное - неизбежный удел учителя, его счастье и призвание. Галина Александровна проделала огромный путь как в педагогической профессии, так и в педагогической науке, и получила заслуженную награду. Она считает, что самое главное в профессии учителя - отдавать людям любовь и тепло. От этого обогащается и сам педагог. Понять душу ребенка, помочь ему в становлении его как личности, в раскрытии его творческих задатков, помочь ему стать хорошим человеком - это самое главное.