Идём от Дней науки к Международному симпозиуму | ||||||
Т.И. Кошелева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
| ||||||
Прошедшие на филологическом факультете ИГУМ Дни науки наглядно продемонстрировали реальный вклад кафедр в повышение научного потенциала факультета и НовГУ в целом. | ||||||
На пленарном заседании, проходившем под знаком 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, зав. кафедрой русского языка профессор А.В. Жуков рассказал о научных достижениях кафедры в 2010 году: изданы учебные пособия, словари, межвузовские сборники трудов, опубликованы статьи в ведущих научных журналах страны - "Мир русского слова", "Русский язык в научном освещении", "Русский язык в школе" и др. Ученые кафедры участвовали во всероссийских и международных конференциях, оппонировали на защитах кандидатских и докторских диссертаций, становились победителями конкурсов грантов, повышали свою научную и профессиональную квалификацию через стажировки и докторантуру, проводили большую научно-просветительскую и профориентационную работу. Заметным событием в жизни кафедры и ИГУМ стало издание двух словарей А.В. Жукова: "Лексико-фразеологический словарь русского языка" (М.: Астрель, 2010) и "Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка" (М.: Дрофа, 2010). Сам выход в свет последнего словаря пятитысячным тиражом в одном из центральных издательств свидетельствует о том, что кафедра не замыкается в рамках академической науки, а выполняет миссию просвещения и пропаганды ценностей нашей культуры, базой и фундаментом которой выступает русский язык. В научной жизни нынешний год уже отмечен знаменательной датой и знаковым событием: 23 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения основателя Новгородской фразеологической школы, заслуженного деятеля науки РСФСР доктора филологических наук профессора Власа Платоновича Жукова. В связи с юбилеем выдающегося ученого на базе ИГУМ с 4 по 6 мая под эгидой Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов пройдет научный симпозиум "Литературная и диалектная фразеология: история и развитие". К началу симпозиума готовится двухтомник его материалов. Первый том (сост. и отв. ред. к.ф.н. доц. В.И. Макаров) включает доклады и сообщения участников симпозиума (более 130 статей). Во второй том (сост. и отв. ред. д.ф.н. проф. А.В. Жуков) вошли избранные работы по русскому языку В.П. Жукова. Основу составили статьи, опубликованные в разные годы в центральных журналах и академических изданиях страны, в межвузовских сборниках, давно ставших библиографической редкостью. В первой части тома - работы по лексикологии, фразеологии и грамматике, во второй - статьи по лексикографии и фразеографии. Статьи расположены в хронологическом порядке, отражающем последовательное развитие основополагающих идей научной концепции автора и созданной им фразеологической школы. Обе части тома предваряют очерки, освещающие соответственно первое и второе направления научной деятельности В.П. Жукова. Примечательно, что 7 мая, сразу по окончании международной конференции, состоится заседание докторского диссертационного совета (пред. совета А.В. Жуков, уч. секретарь В.И. Макаров) и защита двух диссертаций, выполненных под руководством ученых факультета.
На пленарном заседании интересный и содержательный доклад д.ф.н. профессора кафедры В.Г. Дидковской был посвящен М.В. Ломоносову как новатору в области филологии и русистики. На секции "Лингвистический анализ текста" (рук. д.ф.н. проф. кафедры русского языка В.И. Заика) с докладами выступили не только студенты-филологи, но и школьники старших классов школ и гимназий Великого Новгорода. Работа с ними ведется в нескольких направлениях. Это подготовка к участию в олимпиадах по русскому языку (гимназии N№ 1 и N№ 4); занятия с учащимися 10 и 11 классов гимназии N№ 4 по практической риторике; консультации для школьников, которым интересна научная деятельность, и для учителей, которые этой деятельностью руководят (обсуждение и корректировка темы исследования, составление плана работы и алгоритмов отбора и обработки материала). Для работы ежегодно составляются или обновляются пособия, оптимизирующие учебную деятельность: поэтические, прозаические, публицистические тексты с заданиями и терминологический словарь. С результатами научной деятельности (сообщениями и докладами) школьники выступают на конференциях в Старой Руссе, Москве, школах Новгорода, на Днях науки в НовГУ. На секции доклады читали учащиеся гимназии N№ 4 десятиклассники Дмитрий Захарченко, Алена Чистякова, Евгения Беляева (науч. рук. И.А. Филиппова) и девятиклассница Виктория Васильева (науч. рук. С.Н. Бычкова). Наибольший интерес вызвали анализ стихотворения А.Вознесенского "Гойя" Е.Беляевой и анализ стихотворения И.Бродского "Я входил вместо дикого зверя в клетку:" В.Васильевой. Занятия с одаренными школьниками проводят и другие преподаватели (к.п.н. доц., с.н.с. С.И. Автономова, к.ф.н. Т.И. Кошелева, к.ф.н. Т.Г. Зуева), используя разные формы учебной работы. На секции "Лексикология и фразеология" (рук. д.ф.н. проф. А.В. Жуков) были заслушаны три доклада. Большой интерес вызвал доклад к.ф.н. доц., докторанта В.И. Макарова "Употребление фразеологизмов как комплексный акт". Докладчик рассмотрел употребление прежде всего как целеполагающий волевой акт, как совокупность внешних факторов, определяющих характер использования единицы (сфера, ситуация, конкретные интеллектуальные и эмоциональные свойства участников общения). Его подход к феномену употребления ФЕ связан как раз с увязыванием употребления с задачами текста, в котором функционирует фразеологизм. В этом плане представляет интерес не столько судьба фразеологизмов в тексте, сколько судьба текста в связи с использованием в нем фразеологизмов. Такой тип отношений между текстом и фразеологизмом можно было бы назвать взаимодействием. Докторант рассматривал различные типы взаимодействий, различные комплексы признаков, сопутствующих друг другу в той или иной ситуации употребления ФЕ. Такой подход, как считает В.И. Макаров, поможет решить задачу комплексного описания феномена употребления ФЕ и установления отличий ее от аналогичных сверхсловных комплексов в аспекте речи. В докладе к.ф.н. доцента Г.Н. Гиржевой "О предмете фонологии" освещались некоторые актуальные проблемы современной фонологической теории.
Языковая деятельность (часть семиотической деятельности) предполагает четыре составляющих: интенция (намерение), код (язык), действие (порождение/восприятие) и текст (порождаемый/воспринимаемый). Речевая последовательность - это последовательность сегментов речевого означивания - речевые знаки как двусторонние сущности, включающие план содержания (означаемое) и план выражения (означающее). Минимальный физический сигнал, который мы воспринимаем - звук. Поэтому для минимального сегмента плана выражения речевого знака нужен другой термин - фон. Фон - минимальная сегментная единица речи. Это информация о создании звука, это образ. Язык составляют единицы и модели. И то и другое является совокупностями отношений. Только у единиц это отношения синтагматические и парадигматические, а в моделях отношения предписательные, типа алгоритма: "Если:, то:". Основной предмет фонологии - фонема - не является единицей, фонема - является моделью, своего рода предписанием выбора фона для обеспечения конкретного сегмента. Живое и заинтересованное обсуждение вызвал и доклад д.ф.н. профессора кафедры русского языка В.Л. Васильева "О проблеме раннеславянского заселения русского Северо-Запада". Во взглядах на проблему раннеславянского заселения Русского Северо-Запада (РСЗ) издавна конкурируют две основные точки зрения. Первая гипотеза - "западнославянская", разделяемая многими историками и языковедами начиная с 1-й половины XIX в., - подчеркивает западнославянский генезис первых насельников окрестностей озер Чудско-Псковского и Ильмень и resp. первых диалектов РСЗ. Вторая гипотеза - "среднеднепровская", или "южная" - трактует первых славян РСЗ как пришельцев из области Киева и Среднего Поднепровья, подчеркивая их общевосточнославянский генезис. Пути прихода славян - по Днепру и его притокам, далее на Ловать и в бассейн Великой. Эволюция изложенных мнений относительно лингвоэтногенеза в регионе РСЗ претерпела с середины XIX в. определенные изменения, заключавшиеся в постепенном сдвиге акцентов в пользу второй гипотезы. В целом межславянские связи топонимической архаики РСЗ, во-первых, предполагают южный путь проникновения первых славян к оз. Чудско-Псковскому и Ильмень, во-вторых, отсылают к широкому центру позднепраславянских миграций (точнее - к восточной части этого центра), сложившемуся к середине I тыс. н.э. и археологически представленному Пражско-Корчакской культурой (от Эльбы на западе до правобережья Днепра на востоке и от Припяти и среднего течения Вислы на севере до Карпат и Дуная на юге). Прошедшие на филологическом факультете Дни науки показали, что кафедра русского языка по-прежнему демонстрирует высокий научно-исследовательский и научно-организационный потенциал. Ведущие ученые кафедры не только продолжают осваивать свою привычную "территорию", но и попутно решают целый ряд прикладных задач - краеведческие, просветительские, профориентационные и другие. |