Чтобы "деревце" выросло - надо подготовить почву | ||
Наталья Баскакова
| ||
На факультете инженерных технологий состоялось родительское собрание. | ||
Здесь заместитель декана по учебной и воспитательной работе Алла Филипповна Булгакова и кураторы знакомились с родителями первокурсников. - Зачем? - скажут господа студенты. - Ведь мы уже взрослые. Да, формально все поступившие на первый курс уже имеют паспорта, но большинство из них не имеют права участвовать, например, в выборах, вступать в брак и совершать другие конституционные действия. Ну, а практически даже самые акселерированные из них пока что - большие дети, не совсем отдающие себе отчет, с чем им придется столкнуться в вузе. О трудностях, с которыми сталкиваются первокурсники, да и не только они, на одном из самых сложных факультетов, и о том, как с ними можно справиться, мы беседуем с заместителем декана ФИТ А.Ф. Булгаковой. - Самая главная беда, на ваш взгляд, сегодняшних студентов? - Дезориентированность. Ребята сталкиваются с совершенно новой системой образования, отличающейся от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, многие приезжают в незнакомый город, оторваны от родителей. Переход из средней школы в университет, как правило, в определенной мере психологический шок - смена прежних установок, привычного образа жизни, старых знакомых и друзей. К тому же надо добавить слабую школьную подготовку, а наш факультет весьма требователен в этом отношении. К сожалению, средняя школа заметно сдала свои позиции и поставляет нам слабо подготовленных абитуриентов. - А почему родительское собрание? - Причин, по которым мы приглашаем родителей, несколько. Так, наши дети, чаще всего, пока несовершеннолетние, живут в другом времени, чем их родители, и понимают это время лучше, и родители часто вместо того, чтобы помогать детям, мешают им своим устаревшим опытом - ведь 20 лет назад все было не так. Сегодня мы живем в другой стране, у нас - другая жизнь, другая система образования, очень много нового, непонятного для родителей. И, конечно, мы хотим, чтобы родители увидели преподавателей, тех, кому они отдали своих детей в этот неведомый мир. Они должны знать, что есть люди, которые очень близко воспринимают к сердцу проблемы их детей, пусть им, родителям, будет спокойнее. К тому же, как мы все хорошо знаем, мы давно живем не на острове, все, что делается в стране, всевозможные социальные болезни, например наркомания, не минуют и наш факультет. - Самая главная проблема на сегодняшний день для тех, кто работает со студентами? - Прежде всего очень низкий уровень подготовки к обучению в вузе. Часто в школах важные предметы - геометрия, черчение, физика, необходимые как основа для обучения на ИТФ - преподаются не на том уровне, который нужен для успешного обучения на инженерном факультете. Дети не сдают в школе экзамен по геометрии, стало быть, ей не уделяется должного внимания, во многих школах вообще нет черчения, а в некоторых оно проходит факультативом. Большие проблемы и с преподаванием физики. В этом году в НовГУ даже не смогли набрать курс по специальности "Учитель физики". - Какие категории студентов вызывают особую тревогу? - За время работы в деканате со студентами я выделила 4 "группы риска". Во-первых, это выпускники колледжей, которым приходится очень трудно именно первые два года в университете, т.к. им не хватает общетеоретической подготовки. В колледжах их готовили, прежде всего, как технических специалистов, профессионалов, а знания основ физики и математики у них слабые. Во-вторых, студенты, обучающиеся платно, в связи с тем, что не прошли по конкурсу. Понятно, что они знают меньше, а факт оплаты за обучение уровень требований к этим студентам не снижает. Еще одна головная боль - выпускники гимназических классов, в т.ч. и медалисты. Они часто переоценивают свои знания, особенно когда настает момент применения этих знаний для решения конкретной задачи. А самый, пожалуй, трудный вариант - те, кто закончил гуманитарные классы. Попадают к нам и такие по результатам ЕГЭ. Ведь они очень рано были сориентированы в совершенно другом направлении, их очень трудно обучить инженерным дисциплинам, им нужно особенно много стараться. Классическим примером понимания такого гуманитария физико-математических наук звучит фраза: "Эта теорема звучит примерно так". Ну не могут теоремы звучать примерно - ни так, ни этак. - А почему они к вам приходят - после гуманитарных классов на технические специальности, которые требуют знания физики, математики, логического мышления? - Приходят почему? Потому что учиться в гуманитарных классах легко, приятно, да и найдите хоть один класс технический. А гуманитарный класс есть практически в каждой школе, и ребята решают - школа рядом, пойду-ка я со своими. А человеку, слишком рано нацеленному на гуманитарные дисциплины, очень трудно учиться на ФИТ. - С чего вы начинаете работу с первокурсниками? - Прежде всего с "азбуки выживания" и правил поведения в вузе. Первое - посещение всех занятий обязательно, у нас нет свободного посещения. Если заболел - обязательно нужна справка от врача, рассказываем, как продлевается сессия при болезни и многое другое. Второе - все, что задано, нужно выполнять строго в названные сроки, выбился из графика - догнать будет очень трудно. Объясняем, зачем и как проходят промежуточные аттестации. - Как складываются отношения с родителями? - Чаще всего родители с уважением относятся к нашей работе. Мы разъясняем, что если родители хотят, чтобы их сын или дочь удержались в университете, им нужно помогать, направлять и контролировать. С родителями общаемся практически каждый день - в деканате, по телефону, и они всегда в курсе, что происходит с их детьми. Что бы ни случилось, мы сразу же сообщаем родителям, им так спокойнее. - Что нужно делать для того, чтобы добиться успеха на ИТФ? - Необходимы, прежде всего, четко осознанная цель - зачем ты сюда пришел, волевая привычка к умственному труду, ответственность, дисциплина, готовность к развитию - вот пять китов, на которых можно построить крепкое и надежное здание будущей профессии. - Что бы вы сказали родителям своих студентов? - Мамы-папы, у вас замечательные дети, но им нужна помощь. Им очень трудно, даже самым лучшим, самым старательным, дисциплинированным и трудолюбивым, а они не всегда такие самые-самые. Завышенные ожидания и непонимание родителей приводят к обманам. И обманывают они родителей чаще всего потому, что стремятся хотя бы на словах оправдать ваши ожидания и не огорчать вас. Заканчивая интервью, нужно сказать, что мы понимаем, что сейчас всем приходится нелегко - и студентам, и их родителям в наше непростое время. Поэтому стараемся не терять связи с ними - приглашаем на встречи, рассылаем благодарности тем, чьи дети учатся на "хорошо" и "отлично". Студенческая жизнь - веселая, яркая, но и самая ответственная пора. Молодые люди формируются как граждане, специалисты, как личности, учатся жить в обществе, вырабатывают свои нравственные позиции, выбирают свои дороги. |