Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Чтобы "деревце" выросло - надо подготовить почву

Наталья Баскакова

На факультете инженерных технологий состоялось родительское собрание.


ФИТ - самый мужской, а на первых курсах
ФИТ - самый мужской, а на первых курсах "мальчиковый" факультет. Это - наши будущие папы, и проблемы у них совсем не детские. Девочкам здесь тоже непросто. А ведь инженер - сейчас одна из самых востребованных профессий. Производство в России зачастую сдерживается нехваткой квалифицированных инженерных кадров во всех отраслях.

Здесь заместитель декана по учебной и воспитательной работе Алла Филипповна Булгакова и кураторы знакомились с родителями первокурсников.

- Зачем? - скажут господа студенты. - Ведь мы уже взрослые.

Да, формально все поступившие на первый курс уже имеют паспорта, но большинство из них не имеют права участвовать, например, в выборах, вступать в брак и совершать другие конституционные действия. Ну, а практически даже самые акселерированные из них пока что - большие дети, не совсем отдающие себе отчет, с чем им придется столкнуться в вузе.

О трудностях, с которыми сталкиваются первокурсники, да и не только они, на одном из самых сложных факультетов, и о том, как с ними можно справиться, мы беседуем с заместителем декана ФИТ А.Ф. Булгаковой.

- Самая главная беда, на ваш взгляд, сегодняшних студентов?

- Дезориентированность. Ребята сталкиваются с совершенно новой системой образования, отличающейся от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, многие приезжают в незнакомый город, оторваны от родителей. Переход из средней школы в университет, как правило, в определенной мере психологический шок - смена прежних установок, привычного образа жизни, старых знакомых и друзей. К тому же надо добавить слабую школьную подготовку, а наш факультет весьма требователен в этом отношении. К сожалению, средняя школа заметно сдала свои позиции и поставляет нам слабо подготовленных абитуриентов.

- А почему родительское собрание?

- Причин, по которым мы приглашаем родителей, несколько. Так, наши дети, чаще всего, пока несовершеннолетние, живут в другом времени, чем их родители, и понимают это время лучше, и родители часто вместо того, чтобы помогать детям, мешают им своим устаревшим опытом - ведь 20 лет назад все было не так. Сегодня мы живем в другой стране, у нас - другая жизнь, другая система образования, очень много нового, непонятного для родителей.

И, конечно, мы хотим, чтобы родители увидели преподавателей, тех, кому они отдали своих детей в этот неведомый мир. Они должны знать, что есть люди, которые очень близко воспринимают к сердцу проблемы их детей, пусть им, родителям, будет спокойнее.

К тому же, как мы все хорошо знаем, мы давно живем не на острове, все, что делается в стране, всевозможные социальные болезни, например наркомания, не минуют и наш факультет.

- Самая главная проблема на сегодняшний день для тех, кто работает со студентами?

- Прежде всего очень низкий уровень подготовки к обучению в вузе. Часто в школах важные предметы - геометрия, черчение, физика, необходимые как основа для обучения на ИТФ - преподаются не на том уровне, который нужен для успешного обучения на инженерном факультете. Дети не сдают в школе экзамен по геометрии, стало быть, ей не уделяется должного внимания, во многих школах вообще нет черчения, а в некоторых оно проходит факультативом. Большие проблемы и с преподаванием физики. В этом году в НовГУ даже не смогли набрать курс по специальности "Учитель физики".

- Какие категории студентов вызывают особую тревогу?

- За время работы в деканате со студентами я выделила 4 "группы риска".

Во-первых, это выпускники колледжей, которым приходится очень трудно именно первые два года в университете, т.к. им не хватает общетеоретической подготовки. В колледжах их готовили, прежде всего, как технических специалистов, профессионалов, а знания основ физики и математики у них слабые.

Во-вторых, студенты, обучающиеся платно, в связи с тем, что не прошли по конкурсу. Понятно, что они знают меньше, а факт оплаты за обучение уровень требований к этим студентам не снижает.

Еще одна головная боль - выпускники гимназических классов, в т.ч. и медалисты. Они часто переоценивают свои знания, особенно когда настает момент применения этих знаний для решения конкретной задачи.

А самый, пожалуй, трудный вариант - те, кто закончил гуманитарные классы. Попадают к нам и такие по результатам ЕГЭ. Ведь они очень рано были сориентированы в совершенно другом направлении, их очень трудно обучить инженерным дисциплинам, им нужно особенно много стараться. Классическим примером понимания такого гуманитария физико-математических наук звучит фраза: "Эта теорема звучит примерно так". Ну не могут теоремы звучать примерно - ни так, ни этак.

- А почему они к вам приходят - после гуманитарных классов на технические специальности, которые требуют знания физики, математики, логического мышления?

- Приходят почему? Потому что учиться в гуманитарных классах легко, приятно, да и найдите хоть один класс технический. А гуманитарный класс есть практически в каждой школе, и ребята решают - школа рядом, пойду-ка я со своими. А человеку, слишком рано нацеленному на гуманитарные дисциплины, очень трудно учиться на ФИТ.

- С чего вы начинаете работу с первокурсниками?

- Прежде всего с "азбуки выживания" и правил поведения в вузе.

Первое - посещение всех занятий обязательно, у нас нет свободного посещения. Если заболел - обязательно нужна справка от врача, рассказываем, как продлевается сессия при болезни и многое другое.

Второе - все, что задано, нужно выполнять строго в названные сроки, выбился из графика - догнать будет очень трудно. Объясняем, зачем и как проходят промежуточные аттестации.

- Как складываются отношения с родителями?

- Чаще всего родители с уважением относятся к нашей работе. Мы разъясняем, что если родители хотят, чтобы их сын или дочь удержались в университете, им нужно помогать, направлять и контролировать.

С родителями общаемся практически каждый день - в деканате, по телефону, и они всегда в курсе, что происходит с их детьми. Что бы ни случилось, мы сразу же сообщаем родителям, им так спокойнее.

- Что нужно делать для того, чтобы добиться успеха на ИТФ?

- Необходимы, прежде всего, четко осознанная цель - зачем ты сюда пришел, волевая привычка к умственному труду, ответственность, дисциплина, готовность к развитию - вот пять китов, на которых можно построить крепкое и надежное здание будущей профессии.

- Что бы вы сказали родителям своих студентов?

- Мамы-папы, у вас замечательные дети, но им нужна помощь. Им очень трудно, даже самым лучшим, самым старательным, дисциплинированным и трудолюбивым, а они не всегда такие самые-самые.

Завышенные ожидания и непонимание родителей приводят к обманам. И обманывают они родителей чаще всего потому, что стремятся хотя бы на словах оправдать ваши ожидания и не огорчать вас.

Заканчивая интервью, нужно сказать, что мы понимаем, что сейчас всем приходится нелегко - и студентам, и их родителям в наше непростое время. Поэтому стараемся не терять связи с ними - приглашаем на встречи, рассылаем благодарности тем, чьи дети учатся на "хорошо" и "отлично".

Студенческая жизнь - веселая, яркая, но и самая ответственная пора. Молодые люди формируются как граждане, специалисты, как личности, учатся жить в обществе, вырабатывают свои нравственные позиции, выбирают свои дороги.