Форум научной Новгородской школы | ||||||||||
О.С. Орлов, проректор по научной и учебной работе ИНПО
| ||||||||||
"Развитие идей педагогики и профессионального педагогического образования" | ||||||||||
В Дни науки университета, посвященные его 10-летию, состоялся Фо-рум научной школы на кафедре профессионального педагогического обра-зования и социального управления ИНПО. Это было представи-тельное научное собрание, на котором присутствовали около 40 докторов и кандидатов наук, успешно завершивших свои исследования, аспиранты всех форм обучения и соискатели. - культурологические подходы к профессиональной деятельности;
- непрерывное образование и становление деятельности человека; - инновации в управлении образованием: регионализация, муниципа-лизация, интеграция; - педагогика сельской школы. Перспективность научных идей подтверждается высокими научными результатами, получившими признание в качестве фундаментальных науч-ных исследований, защищено 20 кандидатских, 5 докторских диссертаций. Культурологические подходы профессиональной деятельности получили разработку таких научных проблем, как экологическая культура (В.Н. Огоньков, Н.Н. Скресанова); педагогическая культура студентов (М.В. Евдокимова); проектная культура в системе архитектурно-художественного обра-зования (Т.М. Кауда); читательская культура студентов (Е.В. Откидач); исследовательская культура руководителей (А.С. Сливков). Непрерывное образование и становление деятельности человека нашли свое выражение в научных работах на соискание ученой степени доктора педагогических наук Р.М. Шерайзиной на тему "Профессиональное ста-новление педагога в процессе непрерывного образования", Т.А. Каплунович "Экспериментальное моделирование в системе повышения квалифика-ции", Л.Я. Лавренко "Становление благотворительной деятельности в обра-зовании", на соискание ученых степеней канд. пед. наук Н.Д. Иванова "Мо-делирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации", Г.А. Федотовой "Реализация идей гуманизации в про-цессе повышения квалификации", Л.Д. Мамутовой "Проектирование инно-вационной деятельности педагога в процессе повышения квалификации", Л.Г. Старковой "Модель региональной системы непрерывного многоуров-невого профессионального образования".
В научном направлении, которым руководит Р.М. Шерайзина, особое место получает развитие идеи "Инновации в управлении образованием: регионализация, муниципализация, интеграция", которая реализовалась в докторских исследованиях В.Н. Аверкина "Инновационное администра-тивное управление территориальной образовательной системой", Н.Ю. Ерофеевой "Тендерный аспект управления в образовании", в исследо-ваниях кандидатов пед. наук Л.А. Ивановой "Стимулирование инноваци-онной деятельности в муниципальной системе образования", Е.Е. Шестернинова "Развитие инновационного потенциала муниципальной образова-тельной системы", М.Ж. Хасаинова "Проектирование самоорганизации му-ниципальной системы образования", И.В. Бенькович "Модели интеграци-онных процессов в региональном образовании", М.В. Александровой "Про-дуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы", Т.Ф. Кировой "Аттестация педагогических работников как развивающаяся система", В.В. Старшова "Моделирование организационных инноваций в учебно-научно-производственном комплексе". Педагогика сельской школы - это начало становления Р.М. Шерайзиной как кандидата ("Становление педагогики сельской школы") и доктора педагогических наук ("Повышение квалификации учителя сельских малокомплектных школ"). Под ее руководством и участием исследуются проблемы "Образование взрослых на селе" (Р.М. Шерайзина, Г.А. Федотова, Н.П. Литвинова), "Готовность студентов педагогического колледжа к работе на селе" (А.Р. Вышкина), "Формирование культурно-образовательного центра села" (Ю.Я. Рабинович), "Формирование профессиональной устойчивости молодых учителей" (И.Н. Димура), "Профессиональная подготовка менеджеров - руководителей сельских школ" (А.С. Сливков). Другое научное направление "Самоорганизация в образовании: новая образовательная парадигма" было представлено на Форуме доктором педагогических наук, доцентом Т.А. Каплунович. Ведущими идеями этого направления стали: - факторы самоорганизации развивающейся территориальной образовательной системы; - экспериментальное моделирование как феномен самоорганизации; - условия перефункционирования учреждений повышения квалифика-ции в "службы развития"; - функции экспертизы в обеспечении самоорганизации субъектов инновационной деятельности; - парадигма самоорганизации в моделировании учебного процесса в системе повышения квалификации.
Научные результаты возглавляемого Т.А. Каплунович направления представлены в 11 кандидатских диссертациях. В них рассматриваются следующие аспекты: - факторы и инновационные технологии управления самоорганизую-щейся образовательной системой (М.Ж. Хасаинов, Е.Е. Шестернинов, Л.А. Иванова, функции СПК в обеспечении роста субъектного потенциала образовательной системы на основе подготовки педагогов к проектной (Л.Д. Мамутова), исследовательской (Л.А. Филиппова), экспертной (Е.А. Федорова), методической (В.И. Воротилов) деятельности; - дидактические условия развития способностей педагогов к рефлек-сивной самоорганизации в профессиональной деятельности (А.Г. Гусев, Н.П. Попова), формирование у них рефлексивно-психологической культу-ры (Е.Е. Смирнова) и культуры учебного самоопределения (Т.Н. Антоненко). Научное направление, представленное на Форуме канд. пед. наук, до-центом О.С. Орловым "Образование в развивающейся школе", является ак-туальным и выступает альтернативой возникновения антипедагогики по-стмодернизма. Это направление научной школы выдвигает идеи: - ценностно-целевые ориентиры, сущностные характеристики разви-вающейся школы; - взаимосвязь культуры, образования и развития школы; - процессы становления развивающейся школы; - открытость, гуманистичность образовательных технологий и отно-шений педагогической поддержки и заботы; - создание развивающейся образовательной среды в школе и вузе; - развитие педагогической компетенции в профессиональной деятельно-сти и жизни человека.
Научными результатами являются защита пяти кандидатских диссертаций под руководством О.С. Орлова по таким проблемам, как: - развитие информационной культуры педагогов и младших школьни-ков (Н.А. Донина); - квалиметрическое обеспечение развития образовательных систем в высшей школе (Е.Ю. Игнатьева); - педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых за-труднений в общении младших школьников (Н.П. Спирина); - вербально-коррекционная среда как средство речевого развития младших школьников (Л.Ю. Александрова); - личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищенными детьми (С.В. Ключников). Особый интерес на Форуме вызвали выступления канд. пед. наук, до-цента, докторанта кафедры ППОиСУ Г.А. Федотовой; канд. пед. наук, до-цента, зав. отделом аттестации НРЦРО Е.А. Федоровой; канд. пед. наук, доцента кафедры ППОиСУ Н.В. Евдокимовой; канд. пед. наук, зав. научной библиотекой университета Е.В. Откидач, канд. пед. наук, ст. препод. каф. проф. диагностики НРЦРО Е.Е. Смирновой; канд. пед. наук, ст. препод. каф. проф. диагностики НРЦРО Л.А. Филипповой; канд. пед. наук, ст. пре-под. каф. проф. диагностики НРЦРО А.Г. Гусева; канд. пед. наук, зав. отде-лением электроники ИЭиНС университета Е.Ю. Игнатьевой; канд. пед. на-ук, доцента, зав. каф. ЕдиМП И.А. Дониной; канд. пед. наук, доцента ка-федры ППРР С.В. Ключникова и других.
Все участники Форума, представляющие собой различные структурные подразделения университета и системы непрерывного педагогического образования в Новгородской области, выразили благодарность и признательность Розе Моисеевне за возможность интеллектуального и культурного общения ученых различ-ных направлений профессионального педагогического образования и социального управления. Прозвучали стихи, музыкальные и театральные приветствия, посвященные тернистому пути восхождения к вершинам на-учной деятельности. Научный диалог продолжился и во время неформаль-ного общения за чашкой чая и кофе. Форум единодушно поддержал идею традиционного проведения этой формы представительного научного собрания в период проведения еже-годной научной конференции НовГУ им. Ярослава Мудрого, создание ре-гиональной ассоциации педагогов-исследователей и принял решение из-дать серию сборников научных трудов кафедры профессионального педа-гогического и социального управления. Проведение Форума стало значительным событием в деятельности Новгородской научной педагогической школы. |