Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Генеалогии надо учить

И.Н. Извеков

Родословная - признак духовности. Если ты работаешь над сбором своих корней - значит прочно ощущаешь себя в этой жизни.


Жизнь человека - это луч преломления между прошлым и будущим. Не оскверняй память о прошлом! Создай информационную базу для будущего.

Очередные Шестые Новгородские генеалогические чтения "Корни российских родов" в Дни славянской письменности и культуры, проводились в здании ИНПО. И это не случайно. Начало 21 века ознаменовалось поисками комплексного подхода к возрождению духовно-нравственного потенциала общества через становление отечественной истории и приобщение к ее изучению молодежи, на основе комплексного использование музеев, библиотек, архивов, межвузовских отношений, отечественных культурных и исторических ценностей родного края. Не зря министерство образования РФ НИИ высшего образования с 1 сентября с.г. по 1 марта 2004 г. проводят II Всероссийский конкурс моделей и проектов организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.

Меня могут спросить, причем тут генеалогия и генеалогическая конференция "Корни российских родов"? При том, что генеалогию часто именуют историей, воспевающей память. Память о предках - чем дальше она простирается в прошлое, тем очевидней, - это те корни, которые держат на земле и над землей род человеческий. Нарушение исторической памяти - провал в нравственном развитии человека, обрыв цепочки, а это ведет к духовному оскудению личности.

Для нас, граждан бывшего Советского Союза, такой провал глубиной в 70 с лишним лет остался за спиной всего лишь десятилетие назад. Авторитарная власть формировала человека без корней, без почвы. Гигантский миксер гражданской войны перемолол многие семейные ценности. Всевидящая анкета брала в расчет предков только в фискальных целях: кем были ваши родители до 1917 года? Служили ли в войсках и учреждениях белых правительств?

Кому нужно было прослеживать смену поколений в семье? Небезопасно стало поддерживать кровные узы, и просто упоминать о нерабоче-крестьянских дедах. А после 1937 года лишь безумцу могло прийти в голову желание разобраться в семейной истории. Личность потеряла одно из обязательных своих демократических прав - право на родовую память, на родословную.

Теоретики и практики обезличивания многонационального народа прекрасно отдавали себе отчет в том, что "Иваны, не помнящие родства" легче других поддаются управлению и подчинению. Однако они не в состоянии построить процветающее государство с развитой экономикой и высокой культурой.

Об исторической памяти в те недальние времена вспоминалось лишь в годы военных испытаний, когда необходимым становилось обращение к героическим деяниям предков. А о преемственности сплошь и рядом говорилось лишь в контексте идеологическом.

Но оставалось то непокоренное и непокоримое пространство, которое при любом политическом режиме продолжает жить по законам великой гармонии. Это пространство культуры. И генеалогическая культура сохраняла в нас ресурс человеческой памяти, ибо во все времена она является непреходящим признаком духовности.

В этой связи тема патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи приобретает новые, вполне определенные контуры социального творчества. Известно, что традиционная культура образования (письменная, книжная) заметно уступила новой культуре - экранной - в основе которой лежит наглядный, зрительный образ.

Выдвигая задачу возрождения и внедрения генеалогической культуры, имеют в виду традиции трепетного поминовения ушедших, знание генеалогических законов, ощущение себя межпоколенным звеном, сохранение родовой памяти.

Нельзя, однако, забывать, что основная масса россиян не знает Российской отечественной истории, генеалогии, не умеет профессионально пользоваться библиотеками, архивами, не имеет навыков составлять свои родословные, вести домашний архив, личный дневник, писать истории своих семей. И это не их вина. Такое состояние мы унаследовали от советского периода развития нашего государства. Казалось бы, кому как не генеалогическим общественным организациям, возродившихся после 1990 года, заниматься популяризацией генеалогических знаний? Но эти организации объединяют лишь "продвинутых" в генеалогических знаниях одиночек. Им не под силу решить важную государственную задачу пропаганды основ генеалогических знаний в массы.

Многие исследователи историй своих семей, ветвей, родов, пытаются увязать ныне живущих с сопряженными родственниками старших поколений, а затем разыскивают и дальних предков из глубины веков. Но таких исследователей - единицы.

На сегодняшний день встает проблема родословных разысканий в контексте духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Усилиями лишь общественных организаций ее не решить. Нужны серьезные и конкретные программы, подкрепленные конкретными ассигнованиями со стороны правительства.

А кто должен возглавить это нововведение? Эту проблему в ряде вузов решают разными путями. Например, в Тюменском государственном нефтегазовом университете посредством создания студенческой научной лаборатории "Моя родословная" (научный руководитель профессор кафедры истории и культурологии А.И. Баикина), она была образована в 1992 году. За 11 лет работы были внедрены в учебный воспитательный процесс новые информационные технологии преподавания различных базовых и элективных курсов. Студент становится не просто потребителем информации, а активным создателем и творцом ее. Этому способствовала вдумчивая интеграция межпредметных гуманитарных дисциплин, на основе которых выработался вполне определенный опыт гуманитаризации высшего технического образования через спецкурсы и модульную педагогическую технологию непрерывного воспитательного процесса.

В 1998 году я предлагал в Новгороде создать научно-исследовательский центр по генеалогии и геральдике. Но не смог убедить чиновниковв в необходимости его создания. Может сдерживающим фактором стало то, что я по образованию радиоинженер. Центр предполагалось создать на базе исторического факультета гуманитарного института (у которого генеалогия до сих пор остается не в чести).

Для возрождения духовности, воспитания нравственных основ и приобщения молодежи к истинно российскому патриотизму нужны принципиально новые обучающие программы на всех уровнях и внедрение их в образовательные процессы.