Впереди у Гуманитарного много дел! | ||||
Материал подготовил Станислав Тихонов
| ||||
В эти декабрьские дни Гуманитарный институт (ИГУМ) отмечает свое 10-летие. | ||||
На протяжении года наша газета неоднократно публиковала материалы о мероприятиях, выставках и конференциях, посвященных этой дате. О достижениях и трудностях на пройденном пути, о том, как за эти годы развивался институт, рассказывает его директор Анатолий Петрович Донченко: - Что такое Гуманитарный институт сегодня? Это самый большой институт нашего университета: 5 факультетов, 23 кафедры. И по числу студентов тоже - чуть больше 3000 вместе с заочниками, и по количеству преподавателей - более 200, из которых 30 докторов наук и 120 кандидатов. Это 13 направлений и специальностей, по которым получают высшее профессиональное образование наши студенты. И ещё 12 специальностей поствузовского образования, по которым учатся в аспирантуре. Это четыре диссертационных совета - почти половина того, что имеет НовГУ в целом: три докторских и один кандидатский. За последние четыре года на этих советах защищены свыше 100 диссертаций, в том числе 20 докторских. В первые годы строительства университета шли споры о том, каким ему быть. Преобладала концепция классического университета. А такой университет возможен только там, где есть мощная гуманитарная составляющая. И Гуманитарный институт был создан, чтобы подкрепить эту концепцию. Вот как Учёный совет НовГУ оценивал в разные годы работу, которую мы проводили как молодой становящийся институт: 1998-й год - Совет принял решение "считать гуманитарное образование одним из приоритетных направлений развития НовГУ"; 2000-й год - Учёный совет признал "большую социальную значимость проблем гуманитаризации и гуманизации образования"; в том же году, в октябре мы отмечали 260-летие гуманитарного образования в Антонове; Ученый совет отметил, что "Гуманитарный институт, сохраняя и приумножая многовековые традиции Российского просвещения, уверенно идёт в русле мировых тенденций развития гуманитарного образования". В этом же году мы отмечали "Ярославов день", полностью посвящённый гуманитарному институту. Более 120 преподавателей и сотрудников ИГУМ получили государственные, министерские, областные, городские, университетские награды. Я считаю это доказательством признания нашего института как состоявшегося, признанием того, что без сильной гуманитарной составляющей нет классического университета.
Первое, с чего мы начали после организации Гуманитарного института, - это решение проблем интеграции. Всё было разобщено - факультеты и даже кафедры на одном факультете, а уж с другими институтами вообще не было связей. Есть 6 направлений мирового университетского образования: интеграция, гуманитаризация, гуманизация, фундаментализация, компьютеризация и демократизация. Мы на первое место ставим интеграцию. Она должна быть как внутренней, внутриинститутской, так и интеграцией в российское, европейское, мировое научно-образовательное пространство. В связи с этим не могу не сказать про Центр изучения культуры. Это подразделение, куда входят 8 лабораторий, которые проводят огромнейшую работу по части интегративных процессов. Сегодня мы заключили бессрочные договоры о сотрудничестве с Институтом Философии РАН, Санкт-Петербургским университетом, Санкт-Петербургским институтом истории РАН, "Пушкинским Домом" и многими другими. К нам приезжают учёные и читают лекции, наши преподаватели ездят на стажировки, мы осуществляем совместные научно-исследовательские проекты. Существенен вклад нашего института в развитие МИОНа, который хотя и является структурой общеуниверситетской, но обслуживается гуманитариями. Преподаватели ИГУМ принимали активное участие в конференциях, семинарах и "круглых столах", проводившихся на базе МИОН. За последние 4 года преподаватели ИГУМ приняли участие в 30 зарубежных стажировках и 16 международных конференциях в США, Канаде, Германии, Франции, Италии... Деятельность НовМИОН способствует финансовому обеспечению развития научного и кадрового потенциала университета, привлечению талантливой молодёжи в среду науки, в инновационную деятельность, развитие информационных технологий в научных и учебных процессах, получению дополнительной финансовой поддержки для научной и издательской деятельности. Это праздничный год. Мы провели уже несколько десятков мероприятий университетского и городского масштаба. Я хочу сказать всем преподавателям и сотрудникам огромное спасибо за ту работу, которую они проделали в рамках этих мероприятий и за ту работу, которую они делали в течение 10 лет. Я поздравляю наших преподавателей с юбилеем! Хочу сказать, что нас ждут трудные времена - в связи с возможным принятием новых образовательных стандартов. Когда мы создавали институт, был период краха в российской культуре. Сейчас многое изменилось. Может быть, благодаря тому, что мы старались эти 10 лет готовить новую генерацию специалистов, которые бы понимали, что такое рыночные отношения, которые могли бы влиться в эти отношения, выжить в них и победить. И я считаю, что мы не стареем. Ежегодно к нам вливается молодое поколение, на их место приходят новые 17-летние: Говорить, что учебное заведение "стареет" - неправильно. Идёт постоянная подпитка молодыми силами. Я желаю своим коллегам и студентам успехов в дальнейшей деятельности нашего института, желаю работать на благо его развития. Дел ещё очень много! |