Изобретателем быть обязан | ||
Ольга Гептинг
| ||
Завершилась очередная научно-практическая конференция, на которой подводились итоги деятельности участников Городского научного общества учащихся. Юные исследователи представили множество докладов, лучшие из которых при содействии комитета образования будут опубликованы. А ребята из секции "Радиоэлектроника" кроме докладов, продемонстрировали и свои изобретения. Руководитель научного общества "Радиоэлектроника" доктор физико-математических наук профессор кафедры общей и экспериментальной физики Л.Н. Данильчук работает в подобных кружках с 1956 года. Он руководил первым радиокружком, который был организован при станции юных техников. Поэтому наша беседа началась с его рассказа о детском техническом творчестве тех лет. | ||
- В шестидесятые годы наш город занимал ведущую позицию в Советском Союзе по уровню развития детского технического творчества. Особенно большой популярностью пользовалась радиотехника. Это было связано с развитием радиотехнической и радиоэлектронной промышленности в Новгороде. В школах в то время было введено производственное обучение. Окончив школу, ребята кроме аттестата зрелости получали еще и рабочую специальность. Большим спросом тогда пользовались специальности радиомонтажника, сборщика радиоаппаратуры. Расцвет детского технического творчества связан еще и с тем, что руководили им такие инициативные, известные в Новгороде люди, как: З.Я. Симонова, В.В. Соловьев, Г.Н. Володин. Кроме того, руководители новгородских заводов всегда шли нам навстречу - снабжали нас радиодеталями, материалами для кружковой работы. Активно работали такие известные учителя, директора школ, как: П.В. Волков, В.К. Кузьмин. Да, и я работал во второй средней школе учителем физики. Могу сказать, что работы наших ребят всегда отмечались на областных, республиканских выставках. Например, работа Жени Очина (первая модель электронного доктора) была удостоена серебряной медали на ВДНХ. Модель лунной исследовательской станции, собранная Сережей Петровым и Виктором Федоровым, экспонировалась не только на ВДНХ, но даже в США, на первой выставке технического творчества советских детей в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Нынешний президент НовГУ Анатолий Гавриков занимался в моем кружке до восьмого класса. Одной из последних его работ была модель кибернетического автобуса.
Можно сказать, что работа в кружках позволила выбрать свой путь в жизни очень многим ребятам. Все они стали впоследствии хорошими специалистами, известными людьми в городе и даже стране. Например, Сергей Петров долгое время возглавлял технический отдел КГБ. Евгений Очин стал первым в Новгороде доктором технических наук, специалистом по кибернетике. - В настоящее время работа в школьных технических кружках возобновляется. Наверное, много трудностей? - Проблем, конечно, хватает. Во-первых, это практически полное отсутствие финансирования. Работать приходится на той материальной базе, которая была создана еще в советское время. Кабинеты физики в школах разорены, а купить оборудование невозможно, так как оно очень дорогое. В данной ситуации есть только один выход: учителей физики в университете надо готовить таким образом, чтобы они вместе с учениками могли бы собрать все необходимые приборы. Тем более что сейчас нет проблем с радиодеталями: в специализированных магазинах за сравнительно небольшую цену можно купить все комплектующие. Ребята из секции "Радиоэлектроника" сделали очень много приборов, которых не хватает в школьных кабинетах физики. Могу отметить работу Ивана Клочкова из школы № 33. Он разработал схему транзисторного усилителя к школьному гальванометру, с помощью которого можно поставить ряд новых опытов. Андрей Железков из гимназии "Исток" разработал индикатор радиоактивного излучения, который необходим при изучении курса физики. Вторая проблема связана с тем, что в научное общество приходят ребята практически неподготовленные. Нам приходится работать не только со старшеклассниками, но и с восьмиклассниками, и даже с семиклассниками. Но прежде, чем заниматься радиоэлектроникой, нужно иметь определенную теоретическую базу. Например, физику электричества начинают изучать лишь в девятом классе, поэтому прежде чем говорить о радиоэлектронике, восьмиклассникам нужно дать понятие об электрическом токе и его основных законах. Но все же мы берем в общество всех желающих. Некоторые ребята умудряются, даже начиная с седьмого класса, работать в кружке очень успешно, но таких, к сожалению, меньшинство. Многие чувствуют, что это им не под силу, поэтому примерно половина из тех ребят, которые поступили осенью, к концу года уходят. Но это, видимо, естественный процесс. - Можно ли сказать, что вы готовите себе достойную смену? - Несомненно. Мы рассчитываем, что эти ребята вернутся к нам уже в качестве студентов, а потом и молодых ученых. Некоторые школьники достаточно серьезно относятся к поступлению, поэтому занимаются даже в нескольких кружках одновременно. Они хотят получить знания в тех областях, которые впоследствии будут связаны с их профессией. Кроме того, очень важно, что к нам приходят ребята, которые не только интересуются физикой, техникой, но кое-что умеют и делать. К сожалению, в подготовке нынешних студентов я вижу один очень серьезный недостаток: они отлично владеют теорией, но ничего не умеют делать на практике. Стыдно, когда инженер-радиотехник может все рассчитать, но починить собственный телевизор для него проблема. Для инженера важно не только знать, но и уметь. Он просто обязан быть изобретателем. |