Картину создаёт доцент ИНПО | ||
Анна Михайлова
| ||
Самый известный исторический юбилей, который когда-либо праздновался в Новгороде, - 1000-летие России. | ||
В 1862 году императорская фамилия, высшие чины государства, представители духовенства приехали поклониться городу, где родилась Россия. Тогда в кремле был открыт памятник работы М.О. Микешина, где запечатлены ключевые фигуры российской истории. Этому событию была посвящена картина русского художника Б.П. Виллевальде. Нельзя сказать, что картина была чем-то новым. Подобные сюжеты можно встретить у большинства художников прошлого. Видимо, сегодня у Новгородской областной администрации тоже возник соблазн запечатлеть, как было принято в былые времена, официальное мероприятие. И такая картина уже создаётся. Её автор - доцент кафедры ИЗИ, председатель Новгородского отделения Союза художников Б.М. Яманов. - Булат Мансурович, как возникла идея создания картины, посвященной празднованию 1150-летия Российской государственности? - Эту идею подал вице-губернатор А.Ф. Габитов, он же выступает как спонсор. Был создан худсовет, куда вошли новгородские художники Б.Л. Непомнящий, О.В. Журавлёв и Ю.И. Ерышев. Я занимался организационными вопросами и переговорами. Состоялся брифинг для журналистов в здании Присутственных мест у картины Виллевальде. Там и была обозначена тема. На заседании художественного совета мы решали, что должно быть на картине. Александр Фёдорович изложил свой взгляд. В процессе обсуждения мы решили, что необязательно все делать именно к дате празднования 1150-летия Российской государственности, которое состоится 21 сентября. Уменьшили размер полотна: вначале хотели 3 на 4 метра, потом стало 2 на 3. Далее обсуждался сам сюжет. В Новгороде уже есть картина, посвященная открытию памятника "Тысячелетие России", есть картина "Празднование 1 мая". Но тема, посвященная празднованию 1150-летия Российской государственности, новая. Она предполагает не просто изображение новгородских символов. Картина не должна соответствовать манере изображения того времени (XIX-XX вв.), это должна быть современная работа, другое письмо. Тем более, у каждого художника свой почерк, свое видение. - Какова Ваша задача? - Создать художественное полотно. Показать масштабность празднования, большое количество лиц, которые будут на празднике, символы Новгорода: святую Софию и памятник "Тысячелетие России". Наверное, в сюжете не будет той строгости, как у Виллевальде в его изображении правящих особ и крестного хода. Будет всё иначе. Поэтому для меня очень важно, что это полотно я буду создавать самостоятельно. Возможно, не весь праздник будет воспроизведен буквально. Мой главный акцент - София и памятник, первые лица нашего государства. - Раньше было принято писать картины, посвященные празднествам. А Виллевальде считался официальным художником, который писал таковые. Насколько актуален такой жанр сейчас? - Батальный жанр сегодня активно не присутствует. Это один из самых сложных жанров, он требует больших сил, материальных и физических вложений. Естественно, для меня эта картина - проверка. Многие русские художники писали такие полотна на заказ. Существовали меценаты и, слава Богу, они есть и сейчас: меня радует, что новгородские художники начали проявлять себя благодаря меценатам. Небольшие скульптуры уже украшают город. - Маленькие итальянские города украшены скульптурами, там всё дышит искусством... - Но мы не Италия, мы Россия, где многое разрушено, многое забыто. Новгород имел множество соборов, направлений в искусстве. Борьба с религией привела к сегодняшнему положению дел. Мы возвращаемся сейчас к прошлому, но на современный лад. Хотелось бы, чтобы люди вспомнили, что искусство было и у нас. А наша задача - изображать сегодняшний день. Есть много художественных языков, но тема одна - современность. - У Вас и Виллевальде - разные задачи? - Насколько я знаю, он был участником мероприятия, а при создании картины пользовался гравюрами. Уже не имеет значения, как действительно проходил праздник. Главное - Виллевальде отобразил свой взгляд на то событие, с определенного ракурса. Меня, в отличие от него, интересует изображение со стороны Присутственных мест: я хочу отобразить скульптуру Рюрика на памятнике, что актуально на сегодняшний день. То же касается и манеры письма. Каждое время диктует свою технику. Будет неправильным, если я возьму тонкую кисть и буду писать без мазка, прорабатывать мелкие детали. - Какие картины подобного жанра Вы могли бы выделить? - Картина Репина в Русском музее - огромное полотно, где изображено торжественное заседание Государственного совета. Это старая традиция. Почему бы и нам не вернуться к тому хорошему, что было в прошлом? |