Колокольчик - дар Валдая |
Анна Багаури
|
"Съ далеча весточку собою подавай:" - под таким названием 4 марта открылась замечательная выставка в Детском музейном центре в Кремле. Она посвящена особенному памятнику, овеянному у христианских народов многочисленными легендами и преданиями, - колоколу-колокольчику. |
История появления колокольчиков и бубенцов уходит корнями в древнее прошлое, начиная с XIII-XI веков до н.э. в Древнем Китае и в IX-VIII веков до н.э. в Месопотамии. А повсеместно и массово они встречались уже в V веке до н.э. Древние колокольчики имели удивительное сходство в технологии литья, формообразовании и были предметами ритуальными. Первые христианские колокола появились в IV веке в Италии в провинции Кампанья, откуда и появилось их название - кампаны. Это имя долгое время сохранялось во многих странах и на Руси тоже. Первые упоминания об использовании церковных колоколов на Руси встречаются в III Новгородской летописи под 1066 годом, когда полоцкий князь Всеслав снял колокола с Новгородской Софии. Первые колокола, которые отливали русские мастера, появились в Пскове в начале XVI века. До этого времени Россия покупала колокола на Западе или приглашала для их отливки иностранных мастеров. Сегодня колокола русских и зарубежных мастеров можно увидеть на выставке. В XVII веке в Новгороде складывается общепризнанная школа колокольного литья. И только Валдайские колокололитейщики и кузнецы принесли мировую славу России своими боталами, бубенцами, церковными колоколами, а самое главное - ямскими колокольчиками. Интересную и красивую легенду появления валдайских колокольчиков рассказала журналистам ведущий научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Надежда Петровна Яковлева: колокол на памятнике "Тысячелетия России" - символ свободы и вольности Новгородской республики. По преданию, царь Иван III повелел снять новгородский колокол и доставить его в Москву. Да только под Валдаем колокол покатился под гору, ударился о камни и разбился, крикнув напоследок: "Валда". А его осколки подобрали, стали лить колокольчики и льют до сих пор. С той поры они и называются "валдайскими". Так ли это было, нет ли, - трудно сказать. Но вот, что доподлинно известно. В 1802 году почтовый департамент вошел в состав только что организованного Министерства внутренних дел. Для почтовых, фельдъегерских и полицейских экипажей стали отливать на Валдае поддужные колокольчики. А так как дело это государственное, то появились на колокольчиках обязательные надписи с именем мастера и датой отливки. По традиции мастера ставили и напутственные надписи. Самой популярной надписью была фраза: "Кого люблю того дарю". По традиции жених невесте должен был к свадьбе отлить колокольчик с такой надписью. Если колокольчик не был готов, то свадьба расстраивалась. Считалось, что колокольчики "говорят" то, что на них написано, они всегда воспринимались как самые желанные подарки, несущие радость, счастье, удачу и благополучие. Отливали колокольчики по всей России, а песни пели и слагали легенды именно о валдайских, которые стали эталонными, истинными, качественными. Но не только валдайские колокольчики представлены на выставке. В числе 518 экспонатов представлены колокола и колокольчики и из других мест. Здесь можно увидеть бубенцы, скифские ритуальные колокольчики, пуговицы-позвонки, верблюжий колокольчик, козье и коровье ботала, ботало, изготовленное из снарядной гильзы 1940-ых годов, колокольчики подшейные свадебные, поддужные колокольчики, предметы, связанные с колоколами - конская упряжь, свадебные кольца, полотенца, а также колокольчики в современном исполнении. Эта выставка необычна еще и тем, что здесь можно не только увидеть колокольчики, но и услышать их и даже самому попробовать позвонить. |