Нас ожидает конкурентная борьба | ||
А.Л. Гавриков, президент НовГУ
| ||
Этот год начался с постановки очень важных и серьёзных проблем перед системой образования, в том числе высшего. Речь идёт о том, что во исполнение концепции модернизации образования начались реальные процессы, которые требуют конкретного внимания. В частности начинается новый порядок распределения государственного задания на подготовку кадров. Конкурс начался. Мы подали необходимые документы. | ||
Это будет достаточно сложный процесс. Я уже обращал внимание руководителей всех наших основных структурных подразделений, заведующих кафедрами, деканов факультетов, на то, что в этом году будет отлаживаться технология решения таких вопросов. Сейчас это не отразится кардинальным образом на структуре нашей подготовки. Но со следующего года она уже может меняться из-за того, что на территории будет формироваться обоснованный заказ, государство же начнёт заранее готовиться, стараясь устранить сегодняшние издержки. Для нас это будет означать то, что мы должны уметь гибко реагировать на реально возникающий спрос и вместе с тем под этот спрос предъявлять солидный потенциал для подготовки специалистов. В основе, конечно, будут те направления и специальности, которые прошли аттестацию и имеют государственную аккредитацию. Но масштабы подготовки - за пределами аккредитационных документов, и мы должны будем гибко реагировать, где необходимо уменьшать приём, а где увеличивать. Мы должны научиться это делать, поскольку это будет связано с содержанием штата, с изменением информационной и материальной базы и пр. Эта оптимизация, подстройка под нужды каждого года, чтобы не быть болезненной, потребует ясных механизмов, которые мы должны наработать. Абсолютной свободы не будет: мы должны будем подчиняться правилам, которые вырабатываются, и должны будем рассчитывать на тот результат, которого нам удастся добиться в конкурентной конкурсной борьбе. Год начался с уточнения концепции поддержки ведущих вузов. Сначала на съезде ректоров была предъявлена концепция, которая предполагала иметь три категории ведущих вузов: вуз федерального значения, вуз федерально-отраслевого значения и вуз регионального значения. После обсуждения на совете Союза ректоров и потом частично на коллегии министерства была принята рекомендация - доработать документы и оставить только один вид: ведущий вуз федерального значения. Окончательное решение отнесено на второй квартал года. На зональных совещаниях этот вопрос будет обсуждаться. Но, тем не менее, исходная посылка этого года отличается от исходной посылки прошлого. Если первый подход предполагал, что это будет где-то 90 вузов - по 30 на каждый вид, то теперь остаётся 20-30 и, разумеется, речь не идёт о периферийных вузах. Это будут вузы Москвы, 2-3 петербургских и столько же, может быть, из регионов, таких, к примеру, как Новосибирский университет. Это ещё одна новость и тревога в связи с этим, поскольку у нас появляется вопрос - как будет поддерживаться государством остальная система высшего образования, в частности, региональные вузы? Они имеют особую миссию, их основная цель - выравнивание образовательного ценза. И с задачей вузы справляются, хотя для этого подчас требуются приличные вложения. В преддверии моего отчета и предполагаемого переизбрания ректора НовГУ в апреле состоятся мои встречи с коллективами учебно-научных подразделений - по графику. Здесь не только будут выявляться проблемы коллективов и НовГУ в целом. Но я должен убедиться в том, что мы понимаем друг друга, всем понятны наши цели и задачи. Актуальной остаётся тема ЕГЭ. У нас на Новгородчине, благодаря нашему опыту, активно формируется Ресурсный центр на базе комитета образования области и НовГУ: согласовано финансирование, программы и задачи. Ресурсный центр должен за короткое время переобучить большое количество специалистов: в эксперименте по ЕГЭ будут участвовать 48 территорий России. В этом полугодии пройдут важные мероприятия: 24-25 марта - конференция по дидактике средней школы (русский язык и литература). Среди организаторов РАПРЯЛ, СПбГУ, Университет педагогического мастерства, НовГУ и комитет образования Новгородской области. Предполагается участие ректора СПбГУ Л.А. Вербицкой. 10-11 апреля - пройдёт расширенное зональное (Северо-Западного округа) выездное заседание коллегии Министерства, в рамках которого будут рассмотрены итоги 2002 года, задачи на 2003-й год в контексте модернизации образования. Предполагается присутствие министра образования В.Филиппова. 1-7 июня - предположительный срок, когда намечено проведение на базе НовГУ заседания президиума Северо-Западного отделения Российской академии образования с участием центрального президиума РАО. Посвящено заседание научно-практическому опыту решения задач развития систем образования, в частности, Новгородской области, решению этих задач на уровне подготовки педагогических кадров. Интересными будет общение академиков с аспирантами, преподавателями и т.п. |