Лаборатория жизни | ||
В.В. Матвеев, заведующий кафедрой и лабораторией социологии, к.соц.н., доцент
| ||
4 ноября 2003 года исполнилось десять лет со дня открытия в НовГУ лаборатории социологии. Сейчас уже в далеком 1993 году университетская лаборатория создавалась на базе двух коллективов - лаборатории социологии, психологии и педагогики высшей школы Новгородского политехнического института и творческого коллектива социологов Новгородского педагогического института. | ||
Вероятно, самое важное, что было сделано при формировании нового коллектива, это передача ему, прежде всего через сотрудников, добрых традиций из НПИ и НГПИ. Первыми были в составе новой лаборатории научный руководитель доцент А.М. Осипов, , инженер-программист С.В. Иванов.
С момента создания перед лабораторией социологии было поставлено несколько задач. Центральная - обеспечение образовательного процесса по дисциплинам социологического профиля материалами прикладных исследований. Современному выпускнику (менеджеру, инженеру, юристу, врачу и другим специалистам) нужно не только отличное знание своей специальности, но и определенный уровень компетентности в видении социальных проблем нашего общества и в умении находить их решения. За прошедшие годы в лаборатории создан банк данных, который предоставляется студентам для подготовки к семинарским занятиям по курсам "Социология", "Прикладная социология", "Демография", "Социология образования" и др. Еще одна задача, которую выполняет лаборатория - проведение научно-исследовательских работ. За 10 лет проведено более 50 исследований. Большая их часть исследований была связана с университетской тематикой. К наиболее интересным и актуальным темам можно отнести изучение потребности новгородцев в высшем образовании; оценка работодателями Великого Новгорода тенденций в развитии НовГУ; анализ образа жизни и здоровья студентов университета; характеристика отдельных структурных подразделений вуза; выявление отношения студентов и преподавателей НовГУ к злоупотреблению психоактивными веществами. Лаборатория проводит исследования по заказу административных, хозяйственных структур региона и города. Так, в 1996 г. по заказу Комитета по образованию Новгорода социологами университета проведено исследование "Образовательные запросы населения и возможности их удовлетворения образовательными учреждениями, ПТУ, вузами Новгорода". В 1997 году было проведено крупное областное исследование "Социальные проблемы молодежи Новгородской области". Через несколько лет, после обновления базы данных, коллектив специалистов лаборатории и кафедры социологии выпустил монографию "Молодежь на пороге ХIХ века. Социальные проблемы" (Великий Новгород. 2001). С 2003 года сотрудники лаборатории со специалистами областного Комитета по охране здоровья проводят социологическое сопровождение мониторинга по теме "Оценка населением своего здоровья и качества здравоохранения Новгородской области". Конечно же, за всеми исследованиями и проектами стоят люди. Неоценима роль в становлении лаборатории ее первого руководителя доктора социологических наук, профессора А.М. Осипова. Он проводил и проводит большую исследовательскую работу, охотно консультирует коллег по различным темам социального характера. Его профессионализм, аналитические способности помогли лаборатории социологии стать авторитетной исследовательской организацией в Новгородской области. Все 10 лет связан с лабораторией социологии ее старейший сотрудник Б.Г. Лазарев. Его активность и существенный вклад в развитие коллектива очень заметны. Около пяти лет назад в коллектив лаборатории пришла выпускница Петербургского университета экономики и финансов О.Е. Артамонова. Общительна, эмоциональна, внимательна к людям. Успешно проводит исследования и занятия со студентами. Пишет кандидатскую диссертацию по экономической социологии. Благодаря Ольге Евгеньевне лаборатория уже не один год сотрудничает с петербургской школой "Социология науки". Любой юбилей это не только подведение итогов, но и определенная точка отсчета в реализации новых планов. Сотрудники лаборатории социологии намерены и дальше улучшать качество подготовки специалистов с высшим образованием, повышать их социологическую компетентность; развивать интерес студентов к анализу социальной проблематики; расширять внутрироссийские и международные связи лаборатории. |