Лесу нужен и дипломат... |
Подготовила Татьяна Васильева
|
Инновационный вуз характеризуется вовлеченностью преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу. В ИСХиПР прошло первое в этом году заседание диссертационного совета. |
Кафедра лесного хозяйства ИСХПР именно этим и отличается. Здесь постоянно совершенствуется учебный процесс, занятия идут на высоком научно-теоретическом и методическом уровне, студенты обеспечены необходимым наглядным материалом. Возглавляет кафедру Михаил Васильевич Никонов. Седьмой год работает он в НовГУ, совмещая преподавание с руководством "Новгородской лесной школой". В его книгах "Леса земли Новгородской", "10 лет на службе у новгородского леса", "Устойчивость лесов к воздействию природных и антропогенных факторов (на примере Новгородской области)" обобщены итоги многолетних исследований, к которым он привлекает практиков, молодых преподавателей и студентов. Один из основных вопросов, которые волнуют Михаила Васильевича, - кадровое обеспечение лесного хозяйства земли Новгородской. Он составил целевые программы подготовки специалистов для лесхозов области, повышения их квалификации, наметив пути повышения качества и совершенствования содержания образования по специальности "Лесное хозяйство". Что должен знать специалист лесного дела? А сколько лет его надо учить? Где и как проводить практику? Пока нет однозначного ответа. В советский период высшее образование было действительно профессиональным из-за большого объёма практик на производстве. Сегодня ситуация изменилась. Но повысить образовательный уровень, привить профессиональные знания и сегодня возможно - при тесном взаимодействии образовательного учреждения и реального потребителя кадров. Лесничий - основная категория руководителей среднего звена в структуре лесного хозяйства. Он должен быть знаком с геологией, почвоведением, ботаникой, зоологией, технологией и организацией лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ, таксацией и лесоустройством, планированием и организацией лесоуправления, административной работой и мн. др. А еще - думать о построении отношений не только с лесом, но и с людьми - значит, иметь определённые дипломатические навыки. К тому же обучение переходит на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр). Вот как видит Михаил Васильевич задачи по подготовке специалистов: - В последнее время усиленно создаётся мнение о якобы перепроизводстве кадров с высшим профессиональным образованием (многие выпускники работают не по профилю), о сохранении подготовки лесного профиля только в некоторых крупных лесных вузах РФ. Но прогнозируемая потребность в специалистах с высшим образованием в области лесного хозяйства имеет устойчивую тенденцию к росту. Это первое. Второе - в связи с быстро меняющимся лесным законодательством перенос части традиционно государственных функций лесного хозяйства в частный бизнес без притока молодых специалистов обречен на провал. В-третьих, известно, что в экономически развитых странах около 85% рабочих мест относятся к разряду высококвалифицированных. Подтверждения тому видим и у нас: сейчас необходимо высшее или среднее специальное образование для получения профессии оператора многооперационных лесозаготовительных машин, которые начинают поступать к нам. В-четвёртых, в связи с перестройкой в лесном секторе руководителям коммерческих структур, предполагающим выполнять лесохозяйственные, лесовосстановительные, противопожарные и другие специальные виды работ, необходимо своевременно позаботиться о подготовке соответствующих кадров. Отвечая на запросы современности, кафедра лесного хозяйства ИСХПР решила усилить подготовку в области управления, компьютерных и информационных технологий, совершенствовать систему практической подготовки студентов. В плане - внедрение программы сотрудничества в рамках многоуровневой подготовки в системе "школа-ссуз-вуз-производство", увеличение объёма договорных работ с представителями лесного комплекса, развитие международного сотрудничества в области обмена студентами, аспирантами и стажёрами при выполнении научно-исследовательских и других работ. |