Отмечаем 370-летие Иоанникия Лихуда |
И.Л. Григорьева, Н.В. Салоников
|
30 марта1633 года на острове Кефаллония в семье потомка византийской знати князя Марка Лихуда родился сын Иоанн, известный в истории культуры под своим монашеским именем - Иоанникий. Основателем рода был Константин Лихуд, Константинопольский патриарх (1059-1064). После падения Византии Лихуды переехали во владения Венеции - на ионический остров Кефаллонию. |
Получив начальное образование дома, под руководством одного священника, Иоанникий затем учился философии и богословию в Венеции, у греческого ученого с Крита Герасима Влаха, дидаскала школы греческой общины города. В 1661 году он начинает обучение в Падуе, в Коттунианской коллегии у племянника Герасима Влаха, Арсения Каллудиса. Коттунианская коллегия была основана уроженцем греческого города Веррия Иоанном Коттунием (1658), выпускником коллегии св. Афанасия в Риме, для содействия молодым грекам в получении высшего образования. Одновременно Иоанникий Лихуд (вместе с братом Софронием) учился в Падуанском университете, по окончании которого получил степень доктора богословия. С 1670 по 1683 году братья Лихуды занимались преподавательской деятельностью в школах христианского Востока, являясь одновременно проповедниками. После смерти жены Иоанникий принимает монашество и поступает, по-видимому, одновременно с братом в монастырь Пресвятой Богородицы Панагия Иерия. Известно, что до 1680 года он живет на острове Кефаллония. Софроний в это время продолжает свою деятельность в других местах, переезжая с места на место, а потом возвращается на родину. В начале 1680-х неизвестные обстоятельства вынудили братьев Лихудов искать себе новое место. В поисках службы они отправились в Константинополь, где в течение пяти месяцев жили на иерусалимском подворье у патриарха Досифея. В Константинополе они получили от восточных патриархов свидетельственный лист, подтверждающий их православие и профессиональное мастерство как учителей и богословов, а 3 июля 1683 года выехали в Москву. Прежде, чем попасть в русскую столицу, им предстояло проехать через Турцию, Молдавию, Венгрию и Польшу. 6 марта 1685 года Лихуды прибыли в Москву. Уже на девятый день после своего приезда они участвовали в диспуте с Яном Белобоцким, польским шляхтичем, претендовавшим на должность преподавателя академии, которую планировалось открыть в Москве. Этот диспут следует, очевидно, рассматривать как официальный экзамен, который в России проходили все иностранцы, претендующие на службу у великих государей. 1 июля 1685 году Лихуды стали преподавать в созданном ими высшем учебном заведении, которое получило название Славяно-греко-латинской академии. В 1688 году Иоанникий Лихуд во время своего пребывания в Венеции, куда он отравился в начале 1688 года по частным делам, выполнял важную дипломатическую миссию, связанную с планами создания антитурецкой коалиции христианских государств. Очень важным эпизодом в биографии Иоанникия Лихуда является его преподавание в Новгородской школе, созданной митрополитом Иовом в 1706 году. Он преподавал в Новгороде в течение десяти лет. Лишь в 1716 году, после смерти митрополита Иова, по указу Петра I он переехал к брату в Москву, где 7 августа 1717 г. скончался и был погребен в Заиконоспасском монастыре, в котором размещалась Славяно-греко-латинская академия. Софроний почтил его память эпитафией, написанной на греческом и славянском языках:
Заслуги Иоанникия Лихуда перед Россией действительно велики. Наряду с Софронием он явился создателем системы высшего образования в России, автором многочисленных учебников по грамматике, риторике, поэтики, логике, физике, психологии и другим дисциплинам, участвовал в переводе многих книг с греческого, латинского, итальянского языков, был автором оригинальных богословских сочинений, написанных в защиту православия. Неудивительно, что книги Лихудов рекомендовались священнослужителям для обязательного изучения наравне с творениями отцов Церкви. НИМЦ "Лихудовский музей" уже отметил 370-тилетие со дня рождения Иоанникия Лихуда рядом научных мероприятий в НовГУ, проведенных в рамках Первого "Лихудова дня", Дней науки, Третьей всероссийской научной конференции Никитские чтения на тему: "Духовные начала русского искусства и образования", а также посвятил этому юбилею одиннадцатое заседание теоретического семинара "Проблемы истории Древнего мира и Средних веков" под руководством И.В. Пьянкова. Празднование юбилея завершат "Вторые Лихудовские чтения" в ноябре 2003 г. |