Для кого - магнит, для кого - рабочее место |
Ирина Брутман
|
Одним из соучредителей форума выступил директор консалтинговой компании "Новгородский технопарк" А.О. Черепица. Александр Олегович представил доклад "Кластерный подход как эффективный инструмент развития туристической отрасли". Как вы знаете, кластер определяется как группа географически взаимосвязанных компаний, которые работают в различных отраслях, но на одной определённой территории. Например, в туризме в кластер могут быть объединены турагентства, туроператоры, гостиницы, другие предприятия инфраструктуры. Компании внутри кластера могут быть конкурентами по отношению друг к другу, однако на данном рынке они нацелены на сотрудничество. |
Всемирно известны сейчас "Силиконовая долина" и Голливуд. Пример кластера в Новгородской области - объединение предпринимателей "Офис туризма Великого Новгорода "Красная изба". Помимо предприятий и организаций кластеры включают в себя различные ресурсы - человеческие, финансовые, стимулы для развития (например, налоговые льготы), природные (например, рекреационный ресурс Валдая). Необходимыми компонентами кластера также являются физическая инфраструктура (например, дороги), информационная и научно-техническая инфраструктуры. Как видим, кластерный подход может работать не только на повышение показателей деятельности фирм, входящих в кластер, но и способствовать более эффективному и интенсивному развитию всего региона. Президент фонда "Российское культурное наследие" господин Томас Тейт представлял проект "Дорога российского культурного наследия". Т. Тейт - несомненный профессионал в этой сфере - он 12 лет работал министром туризма в штате Невада (США). Главную идею проекта он видит в привлечении иностранных туристов к историческим и культурным объектам, расположенным по дороге Москва - Санкт-Петербург. Эти места связаны со многими знаменитыми людьми, они интересны для тысяч, они трогают сердца, дают представление о времени и истории. По словам Тейта, такие имена, как Пушкин, Достоевский, Чайковский, Рахманинов, сами по себе являются магнитом для иностранных туристов. (Хочется верить, что и для наших - тоже.) Но хитрость туристического бизнеса такова, что основную часть прибыли приносят повторные (второй, третий) визиты иностранных гостей. Поэтому совершенно необходимо поднимать всю инфраструктуру на новый качественный уровень. - Причём, проблема эта существует не только в сельских районах, - заметил Томас Тейт. - Так, при выезде из Шереметьева отсутствуют знаки не только на английском языке, но и просто надписи латинскими буквами. Выгоды от реализации проекта для российской стороны очевидны. А зачем он нужен иностранцам, спросит обыватель, нет ли тут подвоха? - Я очень типичный американец, - заявил на это Тейт. - Когда я рос, отношения между США и Россией были очень напряжёнными. Я никогда не думал, что побываю в России, встречу кого-нибудь из русских. Президент Горбачёв изменил ситуацию. Мы, американцы, хотим узнать вас, понять ваше культурно-историческое наследие и разделить с вами гордость за него. А как бизнесмены, мы, конечно, заинтересованы в прибыли. По словам Ирины Аксёновой, президента фонда "Российское культурное наследие", письма с деталями проекта и приглашением к сотрудничеству были отправлены губернаторам четырёх областей - Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской. Положительный ответ уже получен от администраций Новгородской и Тверской областей, согласие на участие в проекте двух других ожидается в ближайшее время. Так что нынешним выпускникам университета с самых разных факультетов открывается хорошая возможность связать своё будущее с перспективным современным бизнесом. По мнению представителя Администрации Великого Новгорода И.Б. Фрейдмана, в случае успешной реализации данного проекта, приток в Новгород туристов, особенно из США, резко увеличится. Соответственно возрастёт спрос на специалистов, владеющих английским языком. Это касается и гидов, и работников предприятий сферы обслуживания. Несмотря на то, что в настоящий момент рынок не настолько широк и, например, гидов требуется всего несколько человек, в выходные и праздничные дни зачастую ощущается их острая нехватка. Проблема и в том, что специалистов, владеющих английским языком, вроде бы и много, но они не подготовлены для работы в качестве гидов. Ведь специалистов в области иностранных языков готовят в НовГУ, а подготовкой гидов занимается музей-заповедник. В перспективе координация их работы могла бы дать положительные результаты. Во второй день форума специалисты "Красной избы" провели презентацию методики оценки культурного наследия Великого Новгорода. В настоящее время идёт процесс создания культурного инвектория, то есть списка исторических, культурных объектов, которые заслуживают внимания и способны привлечь иностранных туристов. Только в Новгороде и области таких около 200 объектов. Конечно, для их реставрации потребуются и специалисты, и средства. Как отбираются объекты? - Анализ объектов, обладающих потенциалом привлечения туристов, проводился по 4 критериям: привлекательность для туристов, физическое состояние объекта (степень сохранности), уровень развития инфраструктуры в месте нахождения объекта, доступность данного объекта для посещения (наличие дорог и их состояние), расположение данного объекта поблизости или вдалеке от других объектов исторического и культурного значения в данном районе. И хотя по первому пункту все объекты получили максимальную оценку в 10 баллов, снижение средней оценки в основном было следствием низкого балла по критериям "физическое состояние" и "инфраструктура". Пока в проект было решено включить первые пять объектов - Кремль, Ярославово дворище, этнографический музей деревянного зодчества Витославлицы, дом-музей Достоевского в Старой Руссе и особняк Рахманинова. В эти объекты будут сделаны серьёзные капиталовложения. Часть прибыли, полученная от посещения этих объектов иностранными туристами, будет направлена на реставрацию и обустройство следующих по списку объектов. По утверждению господина Тейта, "в конечном итоге даже наиболее удалённые уголки области будут охвачены этим проектом". Тем самым, организаторы круглого стола "Ресурсы развития туристического кластера региона" подтвердили свою нацеленность на долгосрочное сотрудничество, от которого, в случае реализации проекта, выиграют все стороны. |