Как учить общество здоровью | ||||
Мария Кулиничева
| ||||
Важным, значимым событием для НовГУ и для всей сферы российского медицинского образования стал выход в свет учебника по специальности "Общественное здоровье и здравоохранение". | ||||
Учебник написан академиком РАМН, директором Национального института общественного здоровья РАМН Олегом Прокопьевичем Щепиным и членом-корреспондентом РАМН, заведующим кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены Института медицинского образования НовГУ Валерием Алексеевичем Медиком. Учебник имеет гриф Министерства образования и науки РФ. Валерий Алексеевич рассказал об учебнике для читателей нашей газеты: - Это первый и на сегодняшний день единственный учебник, предназначенный для специалистов, которые проходят повышение квалификации в системе послевузовского образования: главврачей, руководителей органов управления здравоохранения, председателей комитетов здравоохранения республик, районов, областей и т.д., то есть для состоявшихся организаторов управления. И поэтому мы испытывали особую ответственность в написании учебника. Одно дело - учить студентов, другое - своих коллег. Что касается соавтора, то я хочу особенно подчеркнуть, что это известный учёный и организатор. В прошлом Олег Прокопьевич на протяжении достаточно длительного периода времени был первым заместителем министра здравоохранения. То есть это человек, который знает здравоохранение не понаслышке, знает его историю, состояние, соответственно видит перспективы, так как долгое время на достаточно высоком уровне занимался проблемами становления и развития системы здравоохранения, лауреат иностранных премий и премии РФ. В учебнике представлен материал, необходимый для повышения квалификации практически по всем направлениям специальности. Это информация о состоянии и современных тенденциях здоровья населения и перспективы развития всех видов медицинской помощи. Особая ценность учебника в том, что он завершается главой, в которой представлен комплекс мер по дальнейшему развитию и совершенствованию системы здравоохранения, то есть, по сути, стратегия развития в РФ, причём достаточно детализированная по основным приоритетам. Беда в том, что у нас на сегодня в государстве нет документа, который можно было бы назвать стратегией государственной программы развития здравоохранения. Попытки разработки концепции неоднократно предпринимались, но они не реализовывались в принятие конкретного документа. В 90-е годы были приняты два постановления правительства "Об утверждении концепции развития здравоохранения РФ", но они ограничивались сроком действия до 2005 года. Тот комплекс мер, которые мы предложили в учебнике, вошли в ряд действующих документов, в те или иные федеральные программы, но целостного документа, который был бы утверждён по линии правительства как законодательная программа охраны здоровья населения, нет. Так как учебник рассчитан на руководителей управления здравоохранения, то, возможно, рекомендации будут использованы для оформления соответствующих региональных программ. На основе основных приоритетов мы постарались определить направление развития в целом системы здравоохранения РФ. Это - охрана материнства и детства, приоритеты инновационного развития здравоохранения, присоединение практического здравоохранения к научным исследованиям, приоритет разработки и реализации кадровой политики, приоритеты в охране здоровья людей нетрудоспособного возраста, профилактики и лечения больных социально значимыми заболеваниями, сердечно-сосудистыми, онкологическими, травматизма и т.д.
Пожалуй, это первый учебник, где даны объективные и достаточно критичные оценки. Показатели здоровья ухудшаются, средства, которые инвестируются в здравоохранение, недостаточно эффективно используются. Но самое важное, что в учебнике не просто критика, не только приведены оценки, но и представлены конкретные меры: что должно быть сделано для того, чтобы система здравоохранения работала эффективно, и медицинская помощь, в итоге, становилась более качественной, более безопасной, более доступной. Следует отметить, что этот учебник является третьим уровнем учебно-методического комплекса по специальности "Общественное здоровье и здравоохранение". Первый уровень рассчитан для студентов медицинских училищ и колледжей, второй - для врачей в системе вузовской подготовки. Комплекс уникален тем, что к каждому учебнику прилагается практикум. Теоретические основы закрепляются практическими заданиями - задача-эталон, задача для самостоятельного решения. В нашей стране подобных аналогов больше нет. Все учебники изданы под грифом Министерства образования и науки РФ и используются в образовательном процессе российскими вузами. - Валерий Алексеевич, расскажите о вашей кафедре. - Это базовая кафедра для медицинских наук, которых около пятидесяти. С учётом того, что в университете происходит процесс укрупнения, наша кафедра функционирует на базе трёх кафедр: к базовой (общественного здоровья и здравоохранения) присоединилась кафедра общей гигиены, а затем - валеологии. Таким образом, кафедра аккумулирует три базовые дисциплины, которые касаются изучения проблем, профилактики и организации обучения. Чтобы организовать медицинскую помощь, надо не только знать, какие ресурсы для этого необходимы, но и как их грамотно использовать. Студенты изучают организационные и экономические основы, финансирование здравоохранения. Студенты у нас знакомятся с основными показателями здоровья населения, методами их улучшения. Узнают правовые основы. На лекциях стараемся довести до их сознания не только права медицинского работника, но и обязанности: уголовную ответственность лучше познавать в теории. - Что Вы думаете о сегодняшних студентах? - Интересные, умные, ищущие. В отличие от нашего поколения, они более технологичные, информированные. Это те специалисты, за которыми решение существующих проблем здравоохранения, его будущее. |