Какое море голубое... | ||
Татьяна Васильева
| ||
Весь сентябрь на досках объявлений у деканатов, кафедр висели сообщения о времени сдачи отчётов о летней практике. | ||
О том, что интересного было на них в этом году, мы попросили рассказать преподавателей факультета естественных наук и природных ресурсов ИСХПР. Наталья Геннадьевна Дмитрук, кафедра географии, страноведения и туризма: - Мы проводим учебные практики в рамках изучаемых дисциплин. Существует система производственных практик, когда студенты выходят на предприятия, где они в дальнейшем работают. Есть практика учебно-педагогическая - наши студенты получают дополнительную квалификацию "преподаватель географии". В целом на практиках студенты должны получить дополнительные знания и умения и закрепить те знания и умения, которые получили в процессе учёбы. Наши студенты специализируются в области топографии, геодезии, картографии, проходят ландшафтную практику. С удовольствием участвуют в исследованиях по новой дисциплине, которая называется "Организм города". Её автор доцент кафедры Зинаида Ефремовна Антонова, это результат многолетней работы в области изучения функционирования города как комплексной системы - и природной, и техногенной. Сейчас в соавторстве с Натальей Леонидовной Мухортовой они создают ландшафтную карту города, которая уже получила высокую оценку географов. Немалую лепту в создание карты внесли и студенты: выходили на разные точки города, изучали почвы, определяли типы растительности. Здесь будут отмечены экологически благополучные и неблагополучные районы с указанием рекомендуемых мест застройки и т.п. Карта будет хорошим подспорьем для школьников в изучении родного края, для преподавателей школ и вузов, для руководителей, планирующих размещение своего бизнеса у нас или строительство жилых районов. Она будет полезна для планирования и развития туристической отрасли Новгорода. Геологическая практика тоже любима студентами. Мы выезжаем на берег озера Ильмень, где находится уникальный памятник природы Ильменский глинт, изучаем отложения девонского периода, которым 300 миллионов лет. Таких выходов породы в России всего три. Очень интересно всегда проходит дальняя комплексная практика после третьего курса. Каждый год маршрут меняется, поэтому на кафедре накопился значительный материал из поездок. Мы благодарны университету за то, что такие практики возрождены, что нам выделяют средства на них. Цель каждой практики - изучение района, отличного от места проживания. За последние годы студенты побывали в Карелии, Калининграде, на Байкале, а в этом году совершили маршрутное путешествие по Крыму. Эта поездка студентам, конечно, запомнится надолго. Больше всего их привлекли горы. Казалось бы, рядом море, можно заодно и отдохнуть, но когда их спрашивали, куда хотели бы вернуться, сразу отвечали: "В горы!". К таким поездкам нередко присоединяются даже наши выпускники. Они, конечно, едут за свой счёт, но не могут устоять. Что касается мест производственных практик, то это могут быть комитеты по охране окружающей среды, какие-то производства. В этом году одна студентка проходила практику на Невском газохранилище. В основном наши студенты определяются на последнюю практику по туристическим фирмам города. Многие выпускники ушли в гостиничный бизнес - работают в Новгороде, Петербурге, Москве. Перспективное направление - турбизнес, особенно для тех, кто владеет языком. Материалы практик студенты обычно оформляют основательно, это не только письменные отчёты, но и фотоотчёты, карты, которые они создают, по той же топографии, уже есть определённый банк видеоматериалов. Потом это всё используется в учебном процессе. Студенты кафедры лесного хозяйства продолжили начатые в прошлом году работы в усадьбе композитора Рахманинова - расчищали аллеи, исследовали состояние насаждений. Работали студенты в Ермолинском, Валдайском и других лесничествах. Прошли всю технологическую цепочку, узнали все премудрости будущей профессии. Выполняли работы по селекции, семеноводству, таксации, лесоводству. Им даже доверили такую важную операцию, как формирование кроны молодых саженцев. Замечательно, что студенты проходили практику на тех объектах, где они необходимы. То есть студенты уже знают, что будут востребованы как специалисты. - Чем хороши такие практики, - заметил доцент Эдуард Александрович Авдеев, - что они проходят непосредственно в лесу, что ребята могут задавать свои вопросы специалистам и сразу же получать ответы. Как говорит наш зав. кафедрой Михаил Васильевич Никонов: "Наши студенты должны обладать здоровьем и не бояться леса, не бояться живности, какая там встречается, быть умными и выносливыми, разбираться во всех вопросах, связанных с лесом". Раньше учебная база у кафедры была в Крестецком лесхозе, сейчас осваиваем новую, в Валдайском районе, на территории национального парка. На практику выезжают все студенты: и отличники, и прогульщики. - А как это сказывается на работе в лесу? - В лесу все равны, здесь невозможно свою работу переложить на другого. У каждого курса на кафедре биологии и биологической химии свои особенности практики. Первый курс знакомится с биологическим разнообразием в экскурсионном режиме. Биологи используют базу в Песочках. Когда-то у них была база и на Валдае, к сожалению, сейчас вопрос о базе там "подвешен", хотя в стандарте биологического образования прямо указано: "биологическое образование требует учебных баз". Можно для этого использовать сельские школы, в них есть интернаты, надо только договариваться. Но рано или поздно наступает такой момент, когда студенты уже дорастают до экспедиционной практики. У них к окончанию вуза должен быть опыт экспедиционного исследования (как также указывается в Госстандарте). А экспедиции - это неизбежно снижение комфорта. Как справляются студенты, спрашиваю доцента Елену Михайловну Литвинову. - Полевая практика - это жизнь не по режиму, а по километрам. Студентам нужно было это осваивать, ведь у большинства даже туристического опыта нет. Для многих это было первое столкновение с природой, трудностями походного житья. А ведь надо не только уйти на маршрут, но и вернуться в любую погоду. - Как говорится, у природы нет плохой погоды? - Да. Вечерами студенты считали: сколько километров прошли в целом, какой день был самым длинным. Это для них новые реалии. Спасибо руководству, в этом году выделило нам деньги, и мы приобрели спальные мешки. Огромное спасибо школам, администрациям районов, которые нас принимали. Помогали не только с размещением, но, главное, предоставляли возможность для перемещения по району. Главное лицо в экспедиции - преподаватель. Уже много лет в экспедиции со студентами ходят Ольга Юрьевна Дойникова, Тамара Васильевна Денисенкова, Елена Михайловна Литвинова. Второй год со студентами-биологами на практику выезжает доцент кафедры растениеводства Ярослава Михайловна Абдушаева. Она проводит исследования по бобовым в Новгородской области и так любит бобовые культуры, что заражает студентов своим энтузиазмом, они с большой отдачей включаются в поиск. Зажигается народ, и обязательно кто-то из ребят увлекается, тоже берётся их исследовать. Основная тема исследований биологов - методы изучения биологического разнообразия. Студенты изучали флору, фауну и сообщества. Второе направление, тоже важное, знакомство с ООПТ - особо охраняемыми природными территориями и методами работы на них. На двух объектах успели сделать инвентаризацию, одновременно знакомились с егерями, лесниками, которые контролируют территорию. Контакт такой очень полезен - они не только выступали проводниками, но их рассказы как специалистов-практиков, тем более в естественной среде, полезны студентам ИСХПР. Ведь они, в принципе, будущие работники в сфере биологического разнообразия. Студенты познакомились с тем, например, какие биологические знания востребованы в лесном хозяйстве (тут пересекаются профессиональные интересы биологов и лесников). Побывали в лесхозе, в лесничестве, работали с документами, сравнивали способы описания лесов, исследовали и описали так называемый Чёрный лес. - Нам туда местные, - рассказали ребята, - поначалу идти не советовали, о нём разные легенды ходят. Но мы всё-таки туда попали, описали то, чего даже лесники не знают. - Надо отметить, что наши выпускницы Наташа Зуева и Оля Никифорова устроились работать в Рдейский заповедник, раньше в ООПТ пошли работать ещё четыре выпускника. Три выпускника работают в профильных комитетах по особо охраняемым природным территориям. А любовь к профессии зародилась у них именно во время подобных экспедиций, - комментирует декан факультета Вера Матвеевна Кондратьева. Третье направление работы во время практик - прикладные исследования, которые провели студенты в сельском хозяйстве - например, вели учёт сорных видов на посевах льна. Студенты были в полном восторге, когда увидели это голубое море. Потом агроном рассказала им всю технологию выращивания. Методика изучения сорных видов была передана из ВИЗРа. Выпускница этого года Женя Филиппова стала аспиранткой института, но летний сезон провела со своими преподавателями в экспедиции. Ещё одно прикладное исследование касалось биоиндикации качества поверхностных вод речных водоёмов. Здесь кафедра второй год сотрудничает с новгородским клубом "Экология". Конечно, сейчас все материалы практик обрабатываются. Но главный вывод можно уже сделать: студенты и преподаватели потрудились не зря. |