Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Фридрих Ницше в Новгороде

Мария Колосова, психолог

Научно-практический семинар "Русский Ницше": русская литература XX века и "кризис ценностей" европейской культуры" прошел 23-25 марта на филологическом факультете на кафедре русской литературы и журналистики под эгидой НовМИОН НовГУ. В работе семинара, который был посвящен проблемам изучения культурного сознания XX века, приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Даугавпилса (Латвия), Иваново, Ижевска. Обратили на себя внимание доклады: "Аполлонические идеи Игоря Стравинского" О.А. Кузнецовой (С.-Петербург), "Немецкая философия и Е.И. Замятин" М.Ю. Любимовой (С.-Петербург), "Так говорил Владимир Санин (Русское ницшеанство сквозь призму романов Михаила Арцыбашева)" А.М. Грачевой (С.-Петербург), "Ницше в творчестве В.В. Розанова: pro et contra" И.В. Трофимова (Даугавпилс), "И.Ф. Анненский в полемике с Ницше и "русским ницшеанством" начала XX века" Г.В. Петровой (В. Новгород), "Воля к власти как риторическое самоутверждение" Н.А. Кащея (В. Новгород), "М.Осоргин и Ф.Ницше" В.В. Шадурского (В. Новгород). Заведующий кафедрой русской литературы XX века и журналистики Владимир Васильевич Мусатов, руководитель семинара ответил на вопросы нашего корреспондента Анны Багаури.


В.В. Мусатов
В.В. Мусатов

- Владимир Васильевич, а почему Ницше?

- Тема семинара выбрана неслучайно, так как связана с главным направлением деятельности НовМИОН - развитием междисциплинарных связей. Самая близкая и родственная дисциплина филологии - это философия. А русская литература XX века очень философична и активно контактировала с целыми циклами философских идей не только русских, но и европейских. И в этом плане Фридрих Ницше - один из главных философских персонажей в сознании русской литературы XX века. Поэтому через Ницше в русском восприятии ведется диалог с европейской культурой.

- Чем Фридрих Ницше интересен нам сегодня, в чем его актуальность?

- Ницше интересен тем, что сформулировал своеобразную философию власти. В немецкой философии есть термин "воля к бытию" Артура Шопенгауэра, которого в русской культуре очень хорошо знали. А Ницше "волю к бытию" трансформировал в "волю к власти" и тем самым очень много угадал в природе власти, как таковой. Я полагаю, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше.

Участники семинара Ю.Б. Орлицкий, доктор филологических наук РГГУ, главный редактор журнала
Участники семинара Ю.Б. Орлицкий, доктор филологических наук РГГУ, главный редактор журнала "Вестник гуманитарной науки"и А.М. Грачева, научный сотрудник Пушкинского дома.

- Что же угадал Ницше в природе власти?

- Некую категорию людей, для которых воля к существованию означает, прежде всего, волю к власти. Для них "властвовать" значит - "жить". Для Сталина и Гитлера власть была - все. Ницше гениально угадал, что вопреки всему - либеральным идеям, демократии, христианству - такие люди будут стремиться к власти.

- Второе - Ницше очень точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, в принципе, склонна этим законом пренебречь. Он говорил о двух типах людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти". Это сейчас очень актуально.

- XIX век был крушением государств с либеральными режимами, крушением универсальных либеральных ценностей.

- Сегодня мы обнаруживаем, что демократия - демократией, а власть - властью. И у власти есть своя логика, которая нами еще плохо понимаема.

- Ницше поставил проблему власти как таковой, проблему мотивов, которыми руководствуются люди власти и т.д. Очень хорошо описал тип человека, который внутренне чувствует себя свободным и уже ощущает себя в зоне абсолютной свободы. Когда у "человека власти" есть ресурсы для осуществления своей воли, для осуществления своих желаний и возможностей - это проблема, с которой мы еще будем сталкиваться.

- Планируется ли еще проведение подобной конференции?

- Если все удастся и получится, то хотелось бы организовывать конференцию с более широкой проблематикой, более широким кругом участников под условным названием "Русская литература и диалог ценностей России и Запада". У нас есть своеобразие, свой менталитет, отличающий нас от Европы. Но мы давно ведем и готовы вести с ней диалог. Потому, что у России и Европы есть общие фундаментальные ценности. Это было бы интересно.

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900) - немецкий фи-лософ и поэт. Родился в семье потомственного священника. Изучал классическую филоло-гию, был необычайно одарен-ным студентом, а в 25 лет по-лучил звание профессора. Од-нако вынужден был оставить преподавание из-за усиливав-шейся болезни, которая в 1888 году привела его к безумию. Был другом композитора Р.Ваг-нера и поклонником его музыки. Свои идеи Ф.Ницше выражал в форме философских эссе ("Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла"), построенных как цепь фрагментов и афо-ризмов. Он обращался к легенде и мифу ("Так говорил Заратустра"), воплощая свое видение мира в поэтическом творчестве.
Противоречивая и не поддающаяся однозначной интер-претации философия Ф.Ницше оказала колоссальное влия-ние на все философские направления, искусство и литера-туру XX века. Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета ра-зума, философ провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет. Жизнь есть только эксперимент по-знающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ф.Ницше создал свой миф о "сверхчеловеке" - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единст-венной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти".