Пути возрождения России | ||
Беседовала Анна Михайлова
| ||
В рамках ставших уже традиционными Никитских чтений прошла IV всероссийская научная конференция с международным участием "Духовные начала русского искусства и образования". В ней участвовали делегации из разных городов России, ближнего зарубежья, преподаватели НовГУ, учащиеся и учителя школ Великого Новгорода и Новгородской области. Конференция продолжалась пять дней. В ходе ее участники Никитских чтений представили свои доклады, посвященные влиянию православия на русское образование, искусство, словесность. Гости конференции посетили достопримечательности и святые места Новгородчины. Тема данной конференции - "Духовные начала русского искусства и образования" - как нельзя более актуальна в наше время. Роль Русской Православной церкви в этом процессе велика. Чтобы яснее определить место Церкви и христианства в поисках путей духовно-нравственного возрождения России наш корреспондент Анна Михайлова обратилась к представителю Новгородской епархии Русской Православной церкви, участнику нынешних Никитских чтений протоиерею Софийского собора отцу Александру (Ранне). | ||
- Каково значение этой конференции? - "Никитские чтения" - конференция, которая проводится в Великом Новгороде в дни празднования Русской Православной Церковью памяти святителя Никиты. Этот епископ, будучи сам человеком по тем временам просвещенным, усердно собирал средства для фрескового украшения Софийского собора, заботился о формировании у новгородцев христианского отношения к семейной жизни, принял и помог преподобному Антонию, прибывшему в Великий Новгород из Рима, основать монашескую обитель, молитвенно защищал город от различных разрушительных бедствий. Поэтому основная тема данной конференции "Духовные истоки русского искусства и образования" вполне созвучна образу одного из первых новгородских святителей. Глубокое осмысление нашего духовного и культурного наследия жизненно необходимо современному человеку, чтобы ответить или хотя бы поставить перед собой извечный и мучительный вопрос: "Кто я? Откуда я пришел и каково мое предназначение в этой жизни?". Искусство - это не просто игра многоразличными возможностями. Смысл искусства заключается, прежде всего, в постижении Истины. И наших детей, если мы хотим, чтобы у нашего народа было будущее, образовывать надо только в контексте этой, постоянно искомой, всегда обновляющейся и все созидающей в правде Божией Истины. - Насколько глубоки корни православия в культуре русского народа сегодня? - Глубина корней, которыми питается наша национальная культура, всегда была, есть и будет одна и та же. Мы родились как культурное европейское сообщество, питаясь истоками византийского христианства. Само византийское христианство являлось наследником многообразного единства Церкви Христовой в Римской Империи. Церковь, рожденная проповедью и подвигом иудейских рыбаков, жила и живет до сих пор осознанием смысла страданий и смерти Иисуса Христа и верой в его воскресенье. Сам Христос укоренен в культуре иудейского народа и библейской истории, начинающейся с того момента, когда бог вторгается в человеческий процесс развития (или, скорее, духовной деградации) со своим планом спасения собственного творения, укорененного в свободе, а значит и ответственного за свой нравственный выбор. Таким образом, наши корни достаточно глубоки. И ни время, ни исторические трагедии, ни технологический прогресс не могут в этом отношении ничего изменить. Другое дело, в какой степени мы оказываемся способными усваивать этот культурный и исторический опыт, в какой степени мы сами способны быть наследниками, вступить в обладание завещанного нам богатства. Вообще культура - понятие слишком сложное и многоуровневое, чтобы можно было осветить этот вопрос в рамках газетного интервью. Культура мыть руки перед едой и культура размышления над смыслом бытия и сознания своего вечного предназначения - это все одна и та же культура, но отражающая разный возможный уровень развития как личности, так и общественного самосознания. Замечательный русский богослов и ученый, священник Павел Флоренский как-то обмолвился, что "культура - это опавшие листья культа". Но культ всегда есть некоторый результат, творческий плод напряженных духовных переживаний, опыт осознания себя перед Богом, наконец, возможность соприкосновения с инобытием Царствия Небесного, проповеданного Христом. На этом древе жизни листья не только зеленеют, но, зачастую, и желтеют, и краснеют, и даже опадают и гниют. Неудачный, греховный опыт - это тоже культура. И как древо питается своими перегнившими и смешавшимися с землей листьями, так и древо человеческой истории должно было бы питаться собственным неудавшимся опытом. Желтые или уже красные, еще на древе жизни или уже летящие и покрывающие землю листья, отражают красоту замысла, но уже не питаются соками жизни, хотя еще и существуют в нашем очарованном их увядающей красотой сознании. Жизнь жительствует на древе вне зависимости от количества оторвавшейся от него и увядающей листвы. Вне зависимости и от степени этого увядания. - В наше время Церковь отделена от государства. Правильно ли внедрять основы православной культуры в образование? - В демократическом обществе государство должно мыслиться как структура управления, которая обществом создаётся и за которое это общество обязано нести ответственность. Таким образом, как и все другие структуры, государство может существовать в общественной жизни только в рамках той культуры, в которой живёт само общество. Как мы уже сказали, культура является феноменом сложным и многоуровневым, и государство должно иметь в виду всю многоуровневую палитру жизни, ничего не исключая и руководствуясь высшим благом народа, которому оно служит. То, что Церковь отделена от государства, - очень хорошо и правильно, но Церковь не может быть отделена от самой жизни общества и его культуры. Личность образовывается в культуре общественной жизни в зависимости от высших культурообразующих духовных ценностей. И поэтому преподавать в школе необходимо не основы православной культуры, а саму православную культуру. Это не значит делать всех школьников прихожанами церквей - это значит воспитывать их осознанными участниками жизни той национальной европейской культуры, в рамках которой они родились. - Возрождение православных традиций - это реакция на время коммунистического атеизма или поиск выхода из духовного вакуума в наше время? - Скорее коммунистический атеизм был реакцией на православную традицию, и, думаю, необходимо очень внимательно разобраться в её причинах. Что же касается поиска выхода из духовного вакуума, то это взгляд человека, в этом вакууме находящегося. Для православного человека жизнь в православной традиции есть состояние вполне естественное и никогда не прерывавшееся. Для тех же, кто по тем или иным причинам её потерял, стремление вновь обрести красоту своей собственной духовной культуры вполне понятно и, по-моему, не нуждается в каких-то дополнительных обоснованиях. - Нормы правового государства в противоречии с христианскими нормами. Какова позиция Церкви в этом вопросе? - В своих исторических истоках право было одинаково связано как с религией, так и с нравственностью, потому что нравственный поступок своё окончательное обоснование и смысл может получить только в религиозном мировоззрении. Правда, это другой вопрос, нуждающийся в обсуждении, и мы в данном контексте не будем на него отвлекаться. Правом, как мне представляется, принято называть те нормы, которые установлены в обществе для защиты основных жизненных ценностей, которые признаются в нём обязательными, и сопровождаются принуждением в том случае, когда их не соблюдают. В таком значении право отождествляется с законом, т.е. с тем, что установлено как необходимое принудительное правило человеческого поведения. В истории развития человеческих сообществ законодательное право было, прежде всего, совокупностью разного рода религиозных и нравственных норм. В этом смысле нам сегодня известны законы "Книги мёртвых" из Древнего Египта, законы царя Хаммурапи из Месопотамии, индийские законы Ману, законодательство Моисея, правовые изыскания Древнего Рима (так называемое естественное право стоицизма и не только...) и т.д. В этом отношении десять заповедей Моисея не только кратко и гениально содержат в себе всю совокупность накопленного человечеством религиозно-законодательного опыта, но и своей второй частью лежат в основе уголовного права европейской культуры. Право не без основания называют минимумом нравственности, потому что в установленных законах предписывается обычно тот средний тип социального поведения, который требуется не для того, чтобы достигнуть личного совершенства, но для достижения спокойной и, по возможности, справедливой совместной жизни. Как прекрасно заметил русский религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьёв, "не нужно требовать от государства установления рая на земле, достаточно, чтобы оно воспрепятствовало превращению нашей жизни в ад". Ошибкой христианских сообществ, начиная с императора Юстиниана и его юридического кодекса, была попытка превратить евангельские нормы Нагорной проповеди Христа, требовавшие от человека духовной чистоты и стремления к нравственному совершенству, в предмет правового притязания. В законодательстве старой Российской империи мы имели яркий пример "права", которое стремилось к воплощению в общественной жизни максимума нравственности. По замыслу этого законодательства - утопического по своему существу - соблюдающий его гражданин становится вполне праведным и заслуживает Царствия Небесного. Идея эта не только грешила невыполнимостью, но и граничила с кощунством, так как человек спасается только через веру и любовь, которые не могут быть приняты человеком через принуждение. Для иллюстрации можно привести пример из XIV тома Свода основных законов Российской империи. Свод уставов благочиния на странице 272 утверждает, что "государство вменяет в обязанность всем и каждому жить в незазорной любви, мире и согласии...". Если же будут отступления от этого правила, то начальство обязано ссорящихся "отдавать под присмотр, доколе не помирятся" (стр. 280). Таким образом, мы видим, что государство в данном случае пытается проникнуть в личную жизнь людей и навязать им посредством законов и наказаний максимум добродетели. Этот утопизм не мог не привести к резкому размежеванию законодательного права и нравственности. В действительности же остаётся верным тот факт, что между правом и нравственностью всё же нет разницы, потому что право реализует идею справедливости, которая, в свою очередь, является нравственным понятием. Из всего вышесказанного вытекает, что тот уровень законодательного права, который обязателен для жизни нашего общества, отражает, прежде всего, наше нравственное состояние, это нравственный обязательный минимум. Но он ни в коем случае не препятствует, или, лучше сказать, не имеет права препятствовать нравственному совершенствованию личности, являющейся участником общественной жизни нашего социума. Христианские нравственные нормы являются ориентиром для верующего человека, идеалом нравственного поведения. И в своей церковной, молитвенной практике он черпает для себя благодатную помощь на этом пути возвращения человека к самому себе и Богу. - Не кажется ли Вам, что христианство, в целом, находится в кризисе? - В дни наших общегородских светских праздников непредубеждённому человеку, по-моему, достаточно, услышав болезненно-бессмысленную громыхающую на весь город музыку, нецензурную брань и дерущихся молодых людей, разбросанный повсюду мусор, перевёрнутые скамейки, валяющихся то там, то здесь пьяных, посетить молитвенную тишину Софийского собора, чтобы понять, где собственно кризис. К христианским идеалам человечество, по существу, не только ещё не приблизилось, но даже их хорошенько и не осмыслило. Несомненно, мы сегодня (да и всё человечество в целом) переживаем глубокий цивилизационный кризис. Суть его, прежде всего, в отказе от христианского понимания жизни как служения. Философия безудержного потребления разнообразных жизненных благ навязывает современному человеку по существу языческое мировоззрение, по которому физиологическое существование ставится выше ценностей духовных. В условиях бурно развивающегося технологического прогресса это приводит к всё увеличивающемуся отставанию нравственного развития личности и общества в целом от разрастающегося умения человека воздействовать на свою собственную и окружающую природу. К чему это может привести сегодня, по-моему, уже не секрет. Поэтому, с христианской точки зрения, наличие в ткани человеческой истории Церкви Христовой с её благодатным воздействием на стремящегося к нравственному и духовному совершенствованию человека, является, прежде всего, возможностью свободного и спасительного выбора. |