В НовГУ - Неделя международного сотрудничества | ||||
М.Н. Певзнер, проректор по МД
| ||||
В этом году она проходит 18-22 мая и ознаменуется тремя важными международными конференциями, на которых будут рассмотрены актуальные вопросы развития высшего образования, волнующие сегодня ученых в различных странах мира. | ||||
Речь идет о реализации идей Болонского процесса и его влиянии на качество образовательного процесса, о развитии магистерских программ, имеющих поликультурную или международные составляющие, о поиске университетами мира "новой идентичности" в условиях интернационализации и глобализации образования. Обсуждаться будут вопросы общего характера, но не останутся без внимания и конкретные темы, волнующие сегодня специалистов, например, проблемы перевода и развитие технологического образования. В период Недели НовГУ посетят около 30 иностранных гостей, представляющих 10 зарубежных университетов. Наиболее представительные делегации прибывают из Германии, Финляндии и Латвии. Впервые в Великом Новгороде проводит свою конференцию Ассоциация университетов Балтийского региона, в полном составе собирается Президиум Международной академии гуманизации образования. Однако Международная неделя - это не только диалог ученых. Неделя будет насыщена мероприятиями с участием студентов: очень "умными" ("Брейн-ринг по-русски"), очень веселыми (фестиваль "Калейдоскоп") и даже очень "вкусными" (кухня народов мира). Задача Недели - это не только диалог культур разных стран на Новгородской земле, но и демонстрация мировому и региональному сообществу результатов международной деятельности нашего университета. Сегодня НовГУ сотрудничает на основе долгосрочных договоров с 27 вузами и международными организациями из 11 стран мира. Только за последний год заключены договоры с университетом г. Лиепая (Латвия), университетом Готланда (Швеция), Белорусским Государственным медицинским университетом, Хмельницким национальным университетом (Украина), Гуманитарной академией г. Пултуск (Польша). Расширяются области сотрудничества. Приоритетными направлениями становятся инженерно-техническое образование, информационные технологии и сельское хозяйство. Благодаря заключению договоров между НовГУ и Ассоциациями ЛОГО и АППОЛО (Германия) студенты Института сельского хозяйства и природных ресурсов получили возможность пройти практику в хозяйствах Германии и познакомиться с передовыми сельскохозяйственными технологиями. Существенно расширились возможности для мобильности студентов и преподавателей НовГУ, в том числе благодаря реализации программы "Эразмус Мундус - Окно в Европейское сотрудничество". Программа запланирована до 2012 года и предусматривает реализацию научных обменов, распространение знаний и опыта, взаимное признание результатов обучения между университетами - членами консорциума, в который входят 19 европейских университетов. Впервые студенты колледжей НовГУ пройдут летнюю практику на предприятиях Германии. В рамках международных обменов свыше 100 преподавателей НовГУ прошли учебную и научную стажировку в зарубежных вузах. Это примерно 15% от общего количества преподавателей, что приближается к среднему общеевропейскому показателю. В настоящее время в университете обучается 315 студентов из 36 стран мира. Успешно реализуются международные образовательные программы по экономике и образовательному менеджменту, разработанные в рамках совместных проектов "Темпус". Продолжается реализация экспериментальной программы "Двойной диплом" по направлению "Педагогика". Международное сотрудничество не ограничивается образовательными программами, оно осуществляется также в области науки. Так, в НовГУ были проведены 23 научных мероприятия с международным участием (конференции, семинары, мастерские, "круглые столы"). Итак, Неделя международного сотрудничества подводит основные результаты международной деятельности НовГУ и определяет дальнейшие перспективы стратегического партнерства с университетами зарубежных стран. * * *
В преддверии Недели международного сотрудничества НовГУ ректор университета В.Р. Вебер дал интервью нашей газете. - Виктор Робертович, какова Ваша оценка международной деятельности НовГУ? - Как я могу оценить? Только положительно! И это потому, что международная деятельность институтов очень активна и плодотворна для всего университета. Во-первых, увеличилось количество связей с вузами зарубежных стран - по сравнению с тем, что было три-четыре года назад. Появилась декларируемая везде мобильность студентов: наши студенты стали не только посещать, но и учиться в зарубежных вузах. Один из результатов - впервые в истории НовГУ получение двойных дипломов. Сейчас их владельцы - выпускницы ИНПО - продолжают обучение в магистратуре в Германии. А немецкие студентки учатся в нашем университете. Сейчас это направление образования расширяется, в частности, есть договоренность по инженерным специальностям. Это нас очень радует. - А как научная международная деятельность? - Она укрепляется и развивается, благодаря, в основном, тем, кто работает в этой сфере. Это, прежде всего, проректор по международной деятельности М.Н. Певзнер и его команда. Хочу сказать, что международный отдел у нас всегда очень хорошо работал, начиная с покойного Валерия Николаевича Зеленина, которого мы с благодарностью воспоминаем. Сейчас больший уклон в деле международного сотрудничества - в педагогическом направлении. Хотелось бы, чтобы получили дальнейшее развитие и другие направления: медицинское, аграрное, техническое. - Остановите, пожалуйста, наше внимание на самых интересных событиях международных отношений за время, прошедшее с прошлой Недели международной жизни. - Таких событий было множество. Очень полезным для нас был семинар, который проходил в Дунайском университете города Кремс, Австрия. Этот университет специализируется на последипломной подготовке, здесь у них колоссальный опыт: обучаются студенты более чем из сотни стран. Очень много было вопросов, касающихся магистратуры и всех других направлений. Поэтому взаимодействие в течение практически четырех дней было очень полезным. Второе - очень тесное взаимодействие с Хильдесхаймским университетом в Германии, где наши специалисты на протяжении долгого времени изучают их модель педагогического образования. Причем, за этот год были две встречи в университете Хильдесхайма. Первая посвящена вопросам педагогического образования, вторая - менеджменту гуманитарного образования. В ней участвовали представители 15-ти стран. Все это проходило очень интересно и было полезно, поскольку те трудности, которые переживает наша страна, наш университет, оказывается, характерны для вузов практически всех стран мира. Так что взаимодействие с ними, опыт, который накапливается, бесценен для всех. Это весьма полезное знакомство сейчас закрепляется: с Высшей технической школой в Хильдесхайме шел конкретный разговор о подготовке инженерных кадров, реставраторов: - Реставраторов? - Да, для нас, для Великого Новгорода, это очень актуально. Мы заключили соглашение, по которому мы будем работать. Обсуждался вопрос обучения наших студентов в Хильдесхайме, в Технической школе, обмен преподавателями и студентами. Пожалуй, самое яркое событие - выездное заседание в стенах НовГУ оргкомитета "Петербургский диалог": представительная делегация из Германии и России. Поэтому для нас эта встреча была чрезвычайно важна, и значимо, что местом заседания был выбран наш университет. Есть направления, по которым работает с зарубежными вузами сельхозинститут. Например, есть договор о том, что студенты-аграрии будут проходить стажировку в Германии. И в этом году она уже начнется. - Насколько важны личные контакты ректора, которые пошли бы на пользу университету? - В принципе, со всеми партнерами очень важно, как складываются личные взаимоотношения с руководством, в частности, с ректором. От отличного взаимопонимания и симпатии порою многое зависит: - Ваши пожелания, Виктор Робертович, как ректора - партнерам и отделу по международной деятельности? - Партнерам я бы пожелал взаимопроникновения - и в учебном плане, и в научном, и в культурных обменах - сейчас, слава Богу, нет никаких препятствий для любых контактов. Нам хотелось бы, чтобы и они, и мы больше знали о наших университетах, об успехах и интересах. Нашим универсантам желаю на 100% использовать все возможности современных реформ. В том числе, обучения при желании в других вузах - и за рубежом, и, главное, в нашей России. Когда мы говорим о мобильности, часто подразумеваем дальнее Зарубежье и забываем о мобильности внутри страны. А у нас, в России, есть научные школы, гораздо более сильные, чем за рубежом. Так что лучше бы, полезнее для многих - учиться в собственной стране! Людмила Симонова |