Образование всегда актуально | ||
Анна Михайлова
| ||
Этот учебный год Институт непрерывного педагогического образования встречает с новым руководителем. | ||
Директором ИНПО избран доктор педагогических наук Александр Глебович Ширин. О ближайшем будущем института А.Г. Ширин рассказал нашей газете: - На первом Ученом совете НовГУ было принято решение по нашему ходатайству об объединении двух кафедр - кафедры социологии и кафедры билингвального обучения. Вопрос был поднят потому, что кафедра социологии на сегодня оказалась очень маленькой, всего 3,5 ставки. Обсуждая идею слияния, мы увидели возможность открытия новых билингвальных курсов по социологии - преподаватели владеют английским языком, проводили исследования за рубежом, ими издано несколько книг на английском языке. Это очень хорошая база для организации таких курсов, а в перспективе мы видим возможность открытия дополнительной квалификации или специализации по социологии - "Английский язык и социология". В нашем университете еще не было такой подготовки и открыть ее непросто, но это будет интересно и нам, и нашим будущим абитуриентам. Новое название кафедры сегодня - "Кафедра социологии и билингвального образования". Сейчас решаются вопросы структурного и юридического характера. Еще один серьезный вопрос - завершение к 2010 году перевода всех специальностей ИНПО на многоуровневую систему в соответствии с принципами Болонской декларации и решением Министерства образования и науки РФ. В этом году в ИНПО состоялся первый выпуск бакалавров, причем семь студенток ППФ получат еще и второй диплом - диплом университета г. Хильдесхайм (Германия). Для выпускников-бакалавров, а также для специалистов, уже имеющих опыт профессиональной деятельности, начала свою работу магистратура по направлению "Педагогика" с двумя магистерскими программами: "Педагогическая психология" и "Образовательный менеджмент". Эта работа непростая, но очень интересная и требует от нас серьезных изменений и содержательных, и организационных. Мы уже видим необходимость открытия кабинетов для самостоятельной работы магистрантов с научной литературой по профилю, компьютерной техникой, возможностью обсуждать различные проблемы и вести научный поиск. В учебном плане магистратуры большая часть времени отводится на самостоятельную работу, и надо дать возможность магистрантам заниматься в институте. - Экс-директор ИНПО Роза Моисеевна Шерайзина оставила Вам большое наследство: - Роза Моисеевна сделала очень много для развития педагогического образования в университете, она - опытный менеджер, видный ученый. Многие преподаватели НовГУ и многих других университетов защитили диссертации в диссертационном совете, который она возглавляет много лет. Обе свои диссертации я тоже успешно защитил в этом совете. Сегодня Роза Моисеевна не только продолжает работу заведующей кафедрой профессионального педагогического образования, но и возглавляет созданный в университете Центр региональных проблем образования взрослых. - Пожалуйста, подробнее о Центре. - Во всем мире уделяется серьезное внимание вопросам повышения квалификации специалистов всех уровней и различных сфер деятельности. Появление новых технологий, видов деятельности, функций, материалов требуют от современного профессионала постоянного совершенствования и роста. Если раньше говорили только о "плановом" повышении квалификации, то сейчас актуальным становится подход "по потребности". Так, образовательные учреждения сами определяют, на какие курсы и куда направить своих педагогов и руководителей. Причем средства выделяются не региону, а именно образовательным учреждениям. НовГУ имеет мощный научно-педагогический потенциал и огромный опыт в области педагогического образования и может выступить надежным партнером образовательных учреждений города и области, других организаций и предприятий в повышении квалификации, разработке и реализации целевых образовательных программ. На нас это накладывает большую ответственность. Мы должны предложить такие курсы повышения квалификации, которые слушатели будут посещать не по обязанности, а из интереса. Курсы должны быть современными, актуальными, необходимыми. Работа института должна быть сориентирована на изучение этих потребностей и их реализацию. Поэтому было принято решение о создании такого Центра. Это интересная идея. Стоит отметить, что повышению квалификации уделяет внимание и Президент РФ Дмитрий Медведев. Образование, которое человек получает в молодые годы, является фундаментом, основой, но продолжается всю жизнь, так как сама жизнь постоянно предъявляет новые требования. - Каковы основные направления в стратегии развития института? - Одно из важных направлений - подготовка учителей не только в ИНПО, но и во всем университете. Сегодня, к сожалению, достаточно сложно пригласить абитуриентов на обучение по педагогическим специальностям. Заработная плата и социальный статус учителя до сих пор остается несправедливо низкими, хотя в Новгородской области и предпринимаются шаги по введению новой системы оплаты труда. Обновление учительского состава происходит крайне медленно. Средний возраст учителей некоторых предметов "перевалил" за 50 лет. В это году в образовательные учреждения Новгорода пришли только четырнадцать молодых специалистов, выпускников нашего университета. Это хорошо, но крайне недостаточно. Научная деятельность института будет развиваться и дальше, появляется потребность и в разработке новых направлений, таких как научно-методическое обеспечение дистанционного образования. Дальнейшее развитие получит и международная деятельность нашего института как в рамках уже действующих проектов, так и в плане подготовки новых проектов. Сейчас идет работа над новой заявкой и предстоящий приезд почетного доктора НовГУ, профессора университета г. Хильдесхайм О.Грауманн будет по теме проекта - повышению квалификации. Очень хочется, чтобы студенческое самоуправление ИНПО набирало силу. Наши студенты участвуют в работе студенческой думы университета, на факультетах. Важно и на уровне института видеть участие студентов в управлении его деятельности, несмотря на расположение кафедр института в разных зданиях университета. Это важно и для нашего института, и для самих студентов, для формирования их гражданской позиции. - Какие ремонтные работы проведены в ИНПО? - Прежде всего создан новый Центр. Были выделены и подготовлены помещения для проведения занятий со слушателями и магистрантами, еще предстоит их оборудовать техникой, но занятия уже начались. Кроме этого, новые кабинеты получили наши социологи, отремонтированы несколько учебных кабинетов. Еще предстоит большой объем работ по обновлению фасада. К юбилею Новгорода все здания в центральной части города будут приведены в порядок. Эти работы запланированы на сентябрь и октябрь. |