Святой Олав и Ярослав Мудрый | ||
Анна Михайлова
| ||
"Наследие св. Олава и его роль в общественной, культурной и церковной жизни Великого Новгорода". | ||
Так названа научно-практическая конференция, приуроченная к празднованию 1150-летия российской государственности. Она прошла в НовГУ в конце апреля. В конференции приняли участие историки из Москвы, Петербурга и Великого Новгорода, представители церковных кругов. Католический священник отец Владимир начал свое выступление пасхальным приветствием "Христос воскресе", которое было подхвачено участниками конференции: "Воистину воскресе". Он коснулся в своей речи личности святого и отметил, что это общий святой для католиков и православных, бывший живым свидетелем христианского единства. Иеромонах Арсений, представитель Новгородской епархии РПЦ, сказал, что святой Олав - один из тех редких европейских святых, которых почитали в Новгороде. Ярким было выступление сотрудницы Института всеобщей истории РАН доктора и.н. Т.Н. Джаксон, которая сделала обзор богатейших источников истории жизни св. Олава, короля Норвегии, крестителя и просветителя норвежцев. Т.Н. Джаксон также отметила распространение на Руси культа св. Бенедикта Нурсийского, родоначальника западного монашества, что, по ее мнению, связано с активной внешней политикой князей династии Рюриковичей, которая закреплялась династическими браками. Докторант Папского Восточного института в Риме Д.Н. Матрусов в докладе "Св. блгв. князь Олав - просветитель Норвегии" отметил, что св. Олав до сих пор не канонизирован Русской Православной Церковью, несмотря на все формальные и неформальные основания для этого. По мнению докладчика, проблема отношения к святым неразделенной Церкви является вопросом общеевропейского значения, поскольку духовно-нравственное развитие в современной Европе - дело первостепенной важности. Докладчик отметил, что св. Олав именно на Руси проникся духом страстотерпцев. А при возвращении в Норвегию он погиб в битве с язычниками и стал мучеником. Благодаря св. Олаву в Европе закончилась эпоха викингов, ходивших в разбойничьи морские походы. Профессор НовГУ Б.Н. Ковалёв в докладе "Св. Олав и Квислинг" обратил внимание на такую примечательную черту демагогических приёмов фашизма, как спекуляция на героических идеях национального прошлого. И вот что сказал Борис Николаевич о Новгороде и Олаве: - Мы всегда подчеркивали, что Новгород - это и Россия, и Европа одновременно. Наличие Ганзейских дней, недавнее сооружение Ганзейского фонтана в Новгороде подтверждают это. Здесь мы должны искать общие точки соприкосновения. И они есть. Так получилось, что Олав, который является верховным покровителем Норвегии, "вечным норвежским королем", святой, которого чтят и православные, и католики, по некоторым данным, принял крещение именно в Новгороде. По всем без исключения сагам и преданиям многие духовные правила он впитал у нас, на Новгородской земле. И это то, что нас объединяет. - В этом году, - продолжил Б.Н. Ковалёв, - мы отмечаем юбилей Российской государственности и вспоминаем, что Рюрик пришёл тоже из Скандинавии. Очень приятно, что здесь присутствуют представители Католической и Русской Православной Церкви, представители академических кругов Москвы и Петербурга. Замечательно, что эту конференцию проводят именно на территории Новгородского государственного университета. Сотрудник Новгородского музея-заповедника С.Е. Торопов в докладе "Скандинавские находки эпохи викингов в Приильменье" осветил губительную для исторической науки проблему "черных археологов", представив в качестве артефактов скандинавского происхождения множество "случайных находок", лишенных археологического контекста, - когда о месте находки известно лишь со слов её владельца. И отметил малочисленность найденных скандинавских предметов на территории Новгорода, присоединившись к существующему в науке мнению о том, что основная масса таких находок ждет учёных на Торговой стороне, ещё мало изученной археологами. По завершении работы было высказано предложение сделать конференцию традиционной и ежегодной, что горячо было поддержано участниками. Оказывается, жизнь первого норвежского святого Олава тесно связана с Новгородом, а среди его чудес, зафиксированных в житиях и в сагах о нём, четыре связаны с Гардарикой (Русью), а два из них - с Хольмгардом (Новгородом), точнее - с находящейся в городе церковью св. Олава, которая упоминается в древнескандинавских источниках. В них рассказывается о чуде спасения горящего Хольмгарда при помощи иконы, находящейся в варяжской церкви. Жители Хольмгарда, напуганные пожаром, бросились за помощью к латинскому священнику Стефану, который противопоставил огню икону св. Олава. Русские летописи содержат указание на существование варяжской церкви в Новгороде, исследователи склонны считать, что церковь св. Олава находилась на Готском дворе, который был основан в Новгороде не позднее начала XII в. Кстати, святой Олав и Ярослав Мудрый были не только современниками, но и родственниками: они были женаты на сёстрах; а шведская принцесса Ингигерд, ставшая русской княгиней Ириной и причисленная к лику святых, когда-то предназначалась в жёны самому Олаву. |