Педагог, историк древнерусской живописи: | ||
Л.А. Вавилова, Е.В. Откидач
| ||
...А еще коллекционер, музейный деятель, блестящий знаток и исследователь древнерусского искусства, автор основополагающих трудов в этой области, выдающийся теоретик и практик реставрационного дела в России - это Александр Иванович Анисимов (портрет Б.Кустодиева). | ||
Он родился в 1877 году в Петербурге, в семье земских деятелей. После окончания исторического факультета Московского университета переехал в Новгород и с 1904 по 1916 год преподавал историю и географию в мужской учительской семинарии. Прививая будущим учителям любовь к родному краю и России, А.И. Анисимов знакомил их с замечательными памятниками древнерусского искусства, дополняя лекции экскурсиями по Новгороду, Петербургу и другим городам. Живя и работая в Новгороде, Анисимов не мог не заинтересоваться историческим прошлым города, его памятниками архитектуры и живописи и стал деятельно участвовать в работе местного Общества любителей церковной старины. В 1908 году Александр Иванович стал членом Новгородского общества любителей древности (НОЛД), и именно это определило основные направления его будущей деятельности и дальнейшую судьбу. Плодотворным направлением в деятельности Анисимова как члена Общества любителей древности и как большого знатока искусства Новгорода была экскурсионная и лекторская работа. В школе гидов, основанной Обществом, он читал лекции и готовил учителей народных школ для проведения экскурсий. В 1909 году он вошел в состав комиссии, созданной для наблюдения за раскрытием фресок в церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Реставрировал фрески известный московский специалист П.И. Юкин, с которым Анисимов сотрудничал и в последующие годы. Финансировал работы новгородский купец Л.И. Стальнов. Реставрационное дело увлекло Анисимова, и постепенно он постиг тайны этого сложного искусства. В 1911 году в Новгороде состоялся XV Археологический съезд. В ходе его подготовки Александр Иванович как член подготовительного комитета объехал ряд уездов Новгородской губернии, обследовал состояние 347 памятников архитектуры: монастырей, приходских храмов, усадеб, собрал экспонаты для историко-археологической выставки. Открытая к съезду экспозиция составила основу устроенного позднее в Епархиальном доме музея древнерусского искусства - Древлехранилища. Огромную работу провели А.И. Анисимов и блистательный русский ученый, художник и реставратор Н.П. Сычев, создавая вместе этот музей. Талантливыми искусствоведами были заложены основы одного из лучших в России собраний иконописи, которое в настоящее время входит в коллекцию Новгородского музея-заповедника и не уступает богатым столичным музейным коллекциям. В эти годы у Анисимова сформировался серьезный интерес к музейному делу и вопросам охраны памятников старины, он был включен в Комиссию по управлению музеем, основанным при губернском Статистическом комитете. Новгород с его обилием памятников древнерусского искусства, знакомство с видными учеными-историками, археологами, такими как С.Ф. Платонов, Б.Д. Греков, Н.В. Покровский, А.А. Спицын, пробудили у молодого преподавателя истории интерес к научной и исследовательской работе. Первые научные доклады он прочел на заседаниях НОЛД и на XV Археологическом съезде. В 1914 году в московском журнале "София" были напечатаны его "Этюды о новгородской иконописи", написанные после расчистки новгородских икон "Молящиеся новгородцы" и "Битва новгородцев с суздальцами", и Анисимов получил признание как знаток древнего новгородского искусства. Новгород он покинул в 1916 году, переехав в Петергоф. С 1918 года по приглашению художника, организатора музейного и реставрационного дела в России И.Э. Грабаря работал в Москве, в Коллегии по делам музеев и охраны старины, созданной при Наркомпросе. Вместе с Грабарем Анисимов организовал и возглавил работу Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, заведовал отделом церковных древностей в Историческом музее в Москве, руководил секцией древнерусского искусства в Московском институте историко-художественных изысканий и музееведения, совмещал научно-исследовательскую деятельность с чтением лекций в университетах Ярославля и Москвы, организовывал многочисленные экспедиции по России, не забывая ставший для него родным Новгород, руководил работами по укреплению и расчистке фресковой росписи в церквах Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве и Рождества Христова. В 1929 году, в момент наивысшего творческого подъема, Анисимов был арестован. Огромным планам на будущее не суждено было осуществиться: жизнь ученого оборвалась в застенках сталинских лагерей в 1937 году. А.И. Анисимов, непреклонный и до конца преданный своему делу человек, оставил в Новгороде частицу своей души. Но его имя долго замалчивалось. Возродил А.И. Анисимова из небытия доктор искусствоведения Г.И. Вздорнов, который собрал и опубликовал наиболее интересные труды ученого и посвятил ему статью в журнале "Советское искусствознание". Секретарь Л.А. О Григоровской учительской семинарии и выдающемся ученом и педагоге А.И. Анисимове. Дома, события, люди: (Новгород. 18 - начало 20 вв.). - Великий Новгород: Кириллица, СПб: Наука, 1999. - С.141-150. Вздорнов Г.И. Александр Иванович Анисимов (1877-1932)//Советское искусствознание. М., 1984. Вып. 2. С. 297-320. Кончин Евграф. "Ржавый ключ" Александра Анисимова//Советская культура. 1989. 29 июня. Г.И. Вздорнов, Л.А. Секретарь. А.И. Анисимов//Великий Новгород. История и культура IX-XVIII веков. Энциклопедический словарь. - СПб, 2007. С.71-72. |