Грядут перемены | ||||||
Российскую систему всех уровней образования - от детского сада до вуза - ожидают серьезные изменения: в Государственной Думе прошли слушания закона "Об образовании", который заменит два базовых - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятых в 1992 и 1996 годах.В ИСХиПР прошло первое в этом году заседание диссертационного совета. | ||||||
Президент НовГУ А.Л. Гавриков в октябре принял участие в работе заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе. На заседании в городе Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ (на фото А.Л. Гавриков крайний слева), шло обсуждение концепции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и вопроса реализации в субъектах Северо-Западного федерального округа закона от 8 мая 2010 года 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в сфере образования. До этого заседания обсуждение Закона прошло в интерактивном режиме в рамках Парламентских слушаний Госдумы, в нём участвовали все регионы РФ. И, конечно, Великий Новгород. А.Л. Гавриков сказал, что при этом были высказаны десятки тысяч замечаний. В ходе слушаний Министерство заявило, что это еще не проект, а "рабочие материалы", объем которых составил более 400 страниц. Комментируя заседание в Нарьян-Маре, А.Л. Гавриков отметил, что касается первого вопроса, то в настоящее время в России действует большое число норм об образовании, содержащихся в различных законах, а это создает значительные трудности в процессе их правоприменения, приводит к снижению эффективности механизма правового регулирования системы образования. Объединить всё в одном тексте и призван обсуждаемый Закон. Предполагается, что в декабре проект закона будет в основном готов к обсуждению. А пока предложенный вариант требует дополнительной проработки: только от ректоров вузов поступило около 600 поправок. На заседании обсуждение вышло за рамки самого документа, и представители территорий стали говорить о реализации региональной политики и о защите региональных вузов. В частности, вызывает вопрос введение нормативно-подушевого финансирования: как это будет решаться в отношении региональных и центральных образовательных учреждений? Возникает вопрос и по финансированию вузов в зависимости от показателей ЕГЭ: заведомо в лучшем положении окажутся центральные вузы, куда идут абитуриенты с высокими результатами; окажутся "наказанными" технические вузы, хотя они-то являются самыми затратными. Регионы ожидают, что нормы на образование должны быть одинаковыми для всех граждан, живущих в центре и на периферии. Привлек внимание вопрос о статусе академий. Проектом предполагается упразднить академию как вид вуза. Остается альтернатива - институт или университет. Но многие академии выше, чем институт, однако не могут стать университетом, т.к. не имеют разнообразных направлений подготовки. Так что выдвинуто предложение - не менять статус-кво. Много вопросов и по исключению уровня начального профессио-нального образования с заменой его на прагматичную подготовку рабочих кадров. Хотя Министерство говорит, что речь идет о модернизации НПО с повышающим эффектом - по содержанию его деятельность переносится в вид среднего профессионального образования. При этом делается ссылка на работодателей, которые говорят: дайте нам "умелые" руки, подготовленных рабочих, не тратьте времени на их образование... С этим общество не совсем согласно. Тем более, что в Конституции РФ записано право человека на образование. Да, ПТУ часто выполняет социальные функции ("чтобы подростки не болтались по улице"), но и это тоже надо! По второму вопросу совещания - реализация Закона N№ 83 - А.Л. Гавриков выступал практически как эксперт: в нашей области есть успешный опыт перехода образовательных учреждений сначала на хозяйственную самостоятельность (8 лет назад), а затем и в статус автономных учреждений. Не стало централизованных бухгалтерий, директор школы сам отвечает за финансы. Появление ФЗ N№ 83 - это попытка облегчить переход образовательных учреждений в статус автономных, разграничивая казенные, бюджетные и автономные учреждения. Закон дает ОУ право выбора. Нерешительное, некомпетентное участие в этом процессе завело в тупик систему образования. Поэтому особо ценной была возможность услышать из уст новгородца, как на практике выглядят школы в статусе АУ. Что в проекте Закона В представленном Минобрнауки документе устанавливаются общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, государственные гарантии реализации права на образование; закрепляются права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей). Закон предусматривает деление образования на: дошкольное (но не предполагается введение требования к итоговой аттестации, тестов и экзаменов для дошколят),
общее образование (будет подразделяться на начальное общее, основное общее и среднее общее образование), средне-профессиональное образование (будет иметь два уровня - подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена), высшее образование (бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов и научно-педагогических кадров), а также подготовку научных кадров, дополнительное образование детей и взрослых. Расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность. В частности, научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, смогут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду образовательных программ. Предусматривается обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре, к государственному и муниципальному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов. В наибольшей степени, пожалуй, изменения коснутся высшей школы. Согласно законопроекту, финансирование вузов будет зависеть от результатов ЕГЭ, набранных студентами. Отношения между студентом и вузом будут выведены в плоскость оказания услуг на договорной основе. Это означает, что при поступлении каждый абитуриент будет заключать с вузом договор на оказание образовательных услуг. Подписание подобного договора резко усложнит процедуру отчисления студентов за академическую неуспеваемость. Для того, чтобы расстаться с двоечником на законных основаниях, вузу потребуется решение суда. Законопроект, по замыслу его разработчиков, направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами общества и государства. Намерения благие. И все-таки споры вокруг нового Закона, который может оказаться не менее сенсационным, чем закон "О полиции", не только не утихают, но и разгораются с новой силой... Президент РФ Д.Медведев: Министерству образования и науки поручено организовать общественное обсуждение проекта закона "Об образовании", опубликовав текст законопроекта на специально созданном сайте в Интернете;
до 1 ноября с.г создать комиссию замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения законопроекта; министру здравоохранения Т.Голиковой совместно с А.Фурсенко до 1 декабря с.г. представить предложения "по внесению в пенсионное законодательство РФ изменений, касающихся включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периодов переобучения (переквалификации)". Замминистра образования и науки И.Лобанов: Минобрнауки, с одной стороны, хочет видеть будущий закон компактным, сжатым, с другой - чтобы максимальное количество пожеланий нашло в нем отражение; Закон модернизирует начальное профобразование и повысит его статус: начальное профессиональное образование он не отменяет, а модернизирует, то есть, повышает его уровень до среднего профессионального образования; подготовка квалифицированных рабочих отделяется от образовательного процесса. Генеральный секретарь Союза ректоров О.Каширина: Дошкольное образование станет уровнем образования; уровень будет предполагать и документ, подтверждающий дошкольное образование, идет обсуждение того, в каком виде этот уровень будет закреплен документально. Г.Балыхин, председатель Комитета Государственной Думы по образованию: Речь идет, прежде всего, о создании условий для эффективного и качественного обеспечения кадрами инновационных предприятий, полноценного образования для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, духовном и нравственном воспитании молодых граждан России. Нарьян-Мар (население 21000 человек) - заполярная столица Ненецкого автономного округа (население 41000 человек), расположен за Северным полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты, на одном из притоков Печоры. Климат субарктический, суровый (мороз за 40 градусов), с ежедневными довольно сильными ветрами. Летом дороги в Нарьян-Мар с "большой земли" отсутствуют, попасть туда можно только на самолете, либо приплыть на судне. Зимой тундровые болотца и речки, окружающие город, замерзают, и по ним прокладываются зимники. Тем не менее, по автомобилям на душу населения Нарьян-Мар уступает, пожалуй, только Москве (и куда ездят?). И тем не менее, город растет и динамично развивается: он на третьем месте в России по строительству жилья (после Москвы и Грозного), идет замена ветхого деревянного жилья на новое, окрашенное в яркие краски - здесь долгая ночь, длинная зима с её черно-белым цветом. Так что Нарьян-Мар произвёл впечатление красивого ухоженного северного городка. В жизни Ненецкого округа главное - нефть и газ в землях за Печорой. Поэтому отчисления в бюджет, как и участие нефтяных компаний, значительные. Так что детсад, который посещали гости, А.Л. Гавриков назвал "пожалуй, лучшим в России": его построили нефтяники год назад. Школа тоже произвела впечатление. Кстати, ещё новгородские купцы селились по берегам Печоры. А коренное население, как и прежде (хотя в меньшей степени), занимается оленеводством и рыбной ловлей, у них и сейчас удерживается клановый/родовой уклад. С жизнью ненцев, их укладом и искусством участники заседания познакомились в национальном фольклорном заповеднике (на фото). Легенда советского времени Однажды делегация от автономной республики Коми, недовольной тем, что оленеводы-ненцы пасут на их землях оленей, приехала к Сталину и стала просить отделения от Российской Федерации. Сталин отреагировал резко: провел прямую линию на карте, отрезав Коми от океана, и отдал эти земли ненцам (именно здесь сейчас бурят нефтяные скважины). А послы как враги народа загремели в лагеря... |